Военный фотограф, лауреат Пулитцеровской премии, предположительно пытался остановить показ документального фильма о нем на фестивале «Сандэнс»

Как преданный поклонник, я хотел бы поделиться тем, что в 1972 году Ник Ут — известный отставной фотограф Associated Press, наиболее известный по своей культовой фотографии «Napalm Girl» — выступил против показа фильма на фестивале Sundance. В этом фильме якобы утверждается, что настоящим фотографом был кто-то другой, а не он, но настоящим объектом съемки является неизвестный вьетнамский стрингер, как сообщило издание THR в воскресенье.

Юридическая группа лауреата Пулитцеровской премии направила организаторам фестиваля и создателям фильма «Стрингер» уведомление о «прекращении противоправных действий». Несмотря на это, мировая премьера фильма состоялась в субботу, как и планировалось.

)

2. Представитель фестиваля не отреагировал быстро, когда его попросили сделать заявление. На запрос о комментарии, отправленный в AP, не ответили сразу. Сначала мы не смогли отследить Ut. (Или, мы не смогли найти Ut изначально.)

Последние события, связанные с документальным фильмом, превратили «Сандэнс» в серьезное испытание надежности современных средств массовой информации, поскольку споры быстро обострились.

На протяжении десятилетий Ут был признан фотографом, ответственным за создание культового изображения, запечатлевшегося во многих умах, — девятилетняя девочка по имени Ким Фук спасается от напалмовой атаки в городе Транг Банг, ее тело сильно обожжено химическим оружием. Эта фотография 1972 года, получившая известное название «Ужас войны», послужила для того, чтобы показать жестокие реалии войны во Вьетнаме людям по всему миру и вознесла Ута в статус знаменитости. На протяжении последних пяти десятилетий он продолжал делиться историей, стоящей за этой мощной фотографией.

Подлинность изображения не вызывает сомнений. Однако Карл Робинсон, бывший фоторедактор AP в Сайгоне, покинувший организацию в 1978 году, утверждает, что фотография не была сделана штатным сотрудником AP, как изначально было указано. Вместо этого он утверждает, что это был фрилансер, который предоставил фотографию и получил за нее компенсацию в размере 20 долларов. Позже, когда изображение должно было распространяться по сети, Хорст Фаас, покойный известный фотожурналист AP в Сайгоне, поручил Робинсону изменить кредит с фрилансера на Ута, штатного сотрудника AP (Робинсон утверждает, что решил поделиться этой информацией после смерти Фааса в 2012 году).

На основе информации, предоставленной осведомителем, документалист Бао Нгуен (известный по фильму «Величайшая ночь в поп-музыке») и Гэри Найт, известный фотожурналист, возглавляющий базирующуюся во Франции группу по защите свободы прессы VII Foundation, приступили к выполнению миссии по определению того, мог ли другой человек сделать эту фотографию, что в конечном итоге привело к созданию документального фильма.

Кажущийся тривиальным вопрос об авторстве перерастает в углубленное изучение многочисленных современных тем: солидарность среди группы пожилых белых мужчин, злоупотребление внештатным трудом, неспособность воспринимать цветных людей как уникальные сущности и, в конечном итоге, кто имеет право документировать мировую историю.

В интервью THR Найт выразил, что повествование сосредоточено вокруг сохраняющегося неравенства сил в журналистике. Этот дисбаланс, отметил он, был особенно заметен во время войны во Вьетнаме, благоприятствуя белым гетеросексуальным мужчинам, и остается проблемой даже сегодня.

Он заявил: «Крайне важно признать, что наиболее подверженными риску журналистами во всем мире часто являются местные внештатные сотрудники. Чтобы эффективно следить за политическими, религиозными и гражданскими лидерами, нам необходимо также подвергать себя проверке и подвергать сомнению наши собственные действия».

Работая вместе с журналистами Терри Лихштейн и Фионой Тернер, Найт стремился расследовать некоторые вопросы. Команда привлекла INDEX, компанию по судебной экспертизе СМИ, базирующуюся во Франции, которая определила, что Ут находился слишком далеко от Фука, чтобы сделать эту знаковую фотографию. Кроме того, они опросили около 55 очевидцев и журналистов из Сайгона, которые были поблизости в Трангбанге в тот роковой день. Сорок шесть из этих людей в конечном итоге были представлены в окончательном анализе, поделившись своими рассказами о том, что они наблюдали в травматический момент, запечатленный на фотографии.

После долгих поисков создатели фильма нашли фотографа по имени Нгуен Нге, молодого вьетнамца, переехавшего в Калифорнию после войны, который утверждает, что именно он сделал эту знаковую фотографию. Его дочь подтверждает это, заявляя, что это было очевидно в их доме с самого начала, и его продолжающееся беспокойство по поводу предполагаемого упущения остается ощутимым. Фильм вызывает затяжное чувство несправедливости, усиленное небрежным игнорированием претензии Питером Арнеттом и другими уважаемыми журналистами из истеблишмента.

В игровом мире, в который я недавно погрузился, есть персонаж, слова которого ярко выражены в эпоху ложных повествований: «Когда факты игнорируются, именно тогда наше сообщество начинает разлагаться», — замечает он.

Неясно, что именно побудило Фааса пойти на эти перемены, но Найт предполагает, что возможными причинами могли быть его преданность постоянной команде организации и его преданность Уту, брат которого был фотожурналистом и погиб при выполнении задания.

Уже некоторое время Нге находится на фестивале «Сандэнс», наслаждаясь кратким, но значимым признанием его выдающегося поступка, который, по его словам, остался непризнанным миром.

Бао Нгуен, который разделяет вьетнамско-американские корни с Утом и Нге, объяснил THR в воскресенье, что причиной создания фильма было желание поделиться историей Нге. Наблюдение за эмоциями Нге на фестивале Sundance, когда он наконец-то смог поделиться своей историей со всем миром, побудило меня создать этот фильм.

Или это история Нге? AP продолжает утверждать, что автором является Ут.

Группа объявила, что завершила шестимесячное расследование, инициированное в связи со съемками фильма, и в своих последних выводах обнаружила, что никаких существенных изменений не произошло.

Согласно нашим последним данным, Ник Ут, скорее всего, сделал эту фотографию. Если только не появятся новые, убедительные доказательства, указывающие на обратное, AP твердо уверено, что эта фотография действительно была сделана Утом.

В воскресенье организация, по-видимому, изменила свою позицию после просмотра фильма представителем на фестивале Sundance в субботу. Вместо того чтобы подчеркнуть роль автора, они переключили свое внимание на ограничения, наложенные создателями фильма в отношении доступа к материалам. AP упомянуло, что им не позволили изучить контент до показа из-за нежелания создателей фильма сотрудничать, поэтому они решили отправить кого-то посмотреть фильм на фестивале Sundance.

В течение примерно полугода мы тщательно изучали детали, связанные с фотографией «Ужас войны». С самого начала мы запросили доступ к ресурсам создателей фильма, чтобы провести тщательное исследование. Однако они согласились поделиться этой информацией только в том случае, если мы подпишем соглашение о конфиденциальности или согласимся на ограничение публикации, что ограничило наше расследование и не позволило нам исправить какие-либо неточности.

Однако Найт указывает, что организация потребовала просмотреть все данные без каких-либо условий, предусмотренных Соглашением о неразглашении (NDA) или эмбарго. Учитывая это, он посчитал, что с его стороны было бы неэтично подчиниться, поскольку это фактически предоставило бы другому СМИ неограниченный доступ к его неопубликованной работе.

Если бы New York Times подвергалась тщательному изучению со стороны AP, и AP запросила бы доступ ко всем репортажам New York Times, Times бы отказалась, как и следовало бы. Поскольку фильм был выпущен и любые соглашения о конфиденциальности или эмбарго больше не применяются, объяснил Найт, у AP теперь есть разрешение изучать любую информацию, которую они пожелают. В ответ AP заявило, что они готовы оценить любые доказательства и новую информацию, касающуюся этой фотографии.

Представитель Associated Press не ответил оперативно на запросы о том, могут ли они возобновить свое шестимесячное расследование, которое было недавно завершено. По словам Найта, в отличие от UT, AP не возбудило никаких судебных разбирательств против создателей фильма, насколько ему известно.

По словам Найта, изначально Ут выглядел как жертва, однако с годами молодой фотожурналист, похоже, извлекал выгоду из чужого успеха, не отдавая должного. Он построил выдающуюся карьеру на этой сомнительной основе. Более того, Найт выражает постоянную обеспокоенность тем, как Associated Press справилась с ситуацией.

Мне совершенно непонятно, почему они не приветствуют экспертизу. Когда журналисты пытаются запретить документальный фильм, исследующий журналистскую этику, мне трудно это понять, особенно если это исходит от некоммерческой организации. (В своем последнем заявлении AP объяснило, что «Мы не можем яснее заявить, что Associated Press озабочено исключительно фактами и точным отображением правды этой исторической фотографии».)

Организации, предлагающие призы, также могли бы захотеть провести более глубокое расследование после разоблачения; работа Утта была отмечена премией Overseas Press Club Award, премией World Press Photo of the Year и Национальной медалью искусств. Нге замечает в фильме: «Я приложил много усилий, чтобы получить это, но в итоге он все забрал».

Независимо от того, как разворачивается история в The Stringer, она проливает свет на развивающуюся новостную индустрию, которая становится все более зависимой от фрилансеров и менее опытных репортеров. Новаторское исследование Pew Research от 2022 года показало, что более трети работающих журналистов в Америке теперь являются фрилансерами, причем фактический процент, возможно, значительно выше из-за 2600 постоянных рабочих мест в новостях, потерянных в 2023 году, и продолжающихся сокращений в 2024 году. В этом контексте борьба Нге, изображенная в фильме Нгуена, кажется трагически пророческой, поскольку она подчеркивает шаткое положение фрилансеров, на которых часто полагаются, но которых игнорируют, когда они нужны.

Фильм далее исследует личные конфликты, сталкиваясь с неловкой правдой или раскрывая неудобную правду. Согласно обзору The Hollywood Reporter на фестивале Sundance, способность Ута приписывать себе заслуги за работу, которая не была его собственной, достигает «глубоких литературных сфер… территории Конрада или Достоевского».

(Примечание: я старался сохранить оригинальный смысл и стиль, одновременно упрощая чтение.)

Фильм может вызвать споры, вызвав ответную реакцию, поскольку люди начнут сомневаться в личности создателя. Кроме того, он может пролить неловкий свет на влияние, оказываемое крупными новостными агентствами. Как сказал Найт, «журналистика — это не вотчина крупных корпораций; скорее, это общественная служба, которая принадлежит всем».

Как энтузиаст игр, я должен сказать, что финальная глава этой эпической истории все еще висит в воздухе. В сегодняшней осторожной деловой среде, где корпорации становятся пугливыми, моя любимая игра, The Stringer, пока не нашла дистрибьютора.

Смотрите также

2025-01-27 12:30