Роттердамский международный кинофестиваль, который проходит уже в 54-й раз, стартует в четверг (с 30 января по 9 февраля). Директора фестиваля Ваня Калуджерчич и Клэр Стюарт поделились с The Hollywood Reporter эксклюзивной информацией о программе этого года и трудностях, с которыми столкнулись фестиваль и независимая киноиндустрия в целом.
Фестиваль откроет черная комедия «Басня» режиссера Михиэля тен Хорна из Нидерландов, история которой вращается вокруг преступника из маленького городка, борющегося с личными и профессиональными неудачами. Это первый случай, когда голландский фильм открывает фестиваль с 2018 года. Фестиваль завершится фильмом «Этот город — поле битвы» индонезийского режиссера Мули Сурьи. Это совместная голландско-индонезийская продукция, действие которой происходит во время борьбы Индонезии за независимость от Нидерландов в 1946 году. После соглашения о совместном производстве, подписанного между двумя странами в декабре, индонезийские производства теперь имеют доступ к голландским субсидиям, потенциально включая 35%-ную скидку наличными через Нидерландскую программу поощрения кинопроизводства.
В недавних событиях новая правая коалиция голландского правительства предложила сократить финансирование культурных учреждений, что вызвало критику. Ранее город Утрехт также отозвал свою финансовую помощь Нидерландскому кинофестивалю. Пока Роттердаму удалось избежать подобных сокращений. Интересно, что бюджет фестиваля в этом году немного вырос, увеличившись с 9,1 млн евро в прошлом году до 9,4 млн евро в 2023 году.
Несмотря на финансовые и политические препятствия, Калуджерчич и Стюарт остаются верны своей приверженности основной цели Международного кинофестиваля в Роттердаме: отстаивать интересы независимого кино из регионов, которые обычно недооценены или игнорируются. Роттердам всегда был посвящен демонстрации кинематографических перспектив, языков и киноиндустрий из стран, которые часто недооценены, а также фильмов, которые могли бы не получить достаточного внимания без поддержки IFFR.
В чем, по вашему мнению, уникальное торговое предложение Роттердама?
Ваня Калуджерчич: За последние пять с половиной десятилетий Роттердам был маяком для открытий. С момента своего основания и до сегодняшнего дня ясно, что суть Роттердама заключается в содействии исследованию и воспитании творческих талантов — писателей, режиссеров и художников. Этот город — не просто место для открытий; это важный центр, где разворачиваются истории и обретают форму художественные видения.
Кроме того, эта платформа служит трамплином для начинающих кинематографистов, посещающих Роттердам, помогая им войти в киноиндустрию, находя подходящих партнеров и соавторов для своих проектов. Основное внимание уделяется демонстрации кинематографических перспектив, диалектов и фильмов из стран, которым часто уделяется ограниченное внимание, а также фильмов, которые обычно не могут участвовать в конкурсе крупных фестивалей без Международного кинофестиваля в Роттердаме (IFFR).
Как геймер, я не могу не вспомнить о преобразующем влиянии Роттердамского кинофестиваля на мой путь как программиста и куратора, две шляпы, которые я с гордостью ношу сегодня. Это был не просто какой-то фестиваль; это было мое первое предприятие за пределами Австралии, четверть века назад, и его уникальное торговое предложение (УТП) привлекло меня как магнит.
В то время фестиваль уже был пионером в этой области, представляя художников и режиссеров, которые с головой погружались в инсталляции и иммерсивные работы. Он действительно опередил свое время, раздвинув границы и разбив ожидания. Этот опыт был не чем иным, как новаторским.
Как выбор этого года отражает дух Роттердама?
Как страстный геймер, позвольте мне поделиться своими мыслями о нашем заключительном фильме, который есть не что иное, как «Этот город — поле битвы» талантливого Моули Сурьи, индонезийского режиссера с впечатляющим послужным списком. Этот захватывающий фильм, поддержанный фондом Hubert Bals Fund (HBF), является совместным производством Индонезии и Нидерландов — партнерство, которое недавно приобрело еще большую значимость благодаря договору о совместном производстве, подписанному между нашими странами в декабре прошлого года. Это уникальное сочетание кинематографического искусства из разных стран, но по своей сути оно воплощает мощное сотрудничество между индонезийскими и голландскими кинематографистами. Этот фильм — не просто игра, в которую мы играем, а опыт, частью которого мы все являемся, и я с нетерпением жду, чтобы увидеть, как он развернется!
Клэр СтюартОдной из примечательных тем, которая связывает воедино мероприятие этого года с коммерческой точки зрения, является голландско-индонезийская связь. По всей программе разбросаны как голландские, так и индонезийские фильмы, включая те, что демонстрируются в ночь открытия и закрытия, а также во всех конкурсных категориях. Исторически IFFR служил платформой для обсуждения геополитики, и этот фокус позволяет нам углубиться в постколониальные дискуссии, касающиеся голландско-индонезийских отношений. Это особенно актуально сейчас, учитывая наши усилия по поддержке договора о совместном производстве.
Учитывая нынешнюю консервативную администрацию в Нидерландах и растущее влияние правых идеологий по всей Европе, насколько политически вовлеченными вы видите свои роли?
Ваня Калуджерчич подчеркивает, что при кураторстве всей программы IFFR важно отражать мир, в котором мы живем. Это означает включение фильмов, которые отражают политический климат нашего времени. Понимание настоящего также требует понимания нашего прошлого, концепция, которая также отражена в программе. Ярким примером в этом году является специальная программа для украинского режиссера Сергея Маслобойщикова. За 30 лет карьеры он изначально участвовал в конкурсе IFFR Tiger со своим первым фильмом и теперь возвращается, чтобы продемонстрировать долговечность и богатство своей карьеры. Его последний художественный фильм, международная премьера которого состоится на IFFR, называется «Яза», предлагая подробный взгляд на ключевые события на Майдане и проливая свет на текущую ситуацию в Украине.
С коммерческой точки зрения, одним из препятствий для культурных учреждений, таких как фестиваль и его покровители, является поддержание открытых дискуссий о текущих политических вопросах при одновременном управлении отношениями с государственными финансирующими органами. В настоящее время мы находимся в сильной позиции, обеспечив финансирование следующих четырех выпусков как от министерства культуры, так и от городского совета Роттердама. Однако мы ощущаем, что культурная сцена в Нидерландах быстро развивается, и растет нагрузка на благотворительные организации, которые исторически финансировали фестиваль, из-за политических изменений.
Как геймер, я бы сказал так: будучи глубоко погруженным в мир инди-фильмов, я не могу не оценить важную роль Роттердама в этой сфере. С его ранним принятием рынков совместного производства и созданием многих современных моделей совместного производства во время IFFR, Роттердам действительно проложил путь. В сегодняшнем контексте я вижу его как маяк для независимых кинематографистов, предлагающий важную финансовую поддержку и взращивающий совместные проекты, которые в противном случае могли бы испытывать трудности с поиском финансирования. Это как иметь союзника в моем стремлении воплотить уникальные истории в жизнь на экране.
Ваня Калуджерчич: Это действительно отличный вопрос, поскольку мы часто размышляем об этом сами. Учитывая многочисленные совместные производства, стоит отметить, что голландцы входят в число самых активных сопродюсеров в Европе наряду с Францией, Германией и несколькими другими. Мы считаем, что рынок совместного производства может эффективно воплощать концепцию, которую мы продвигаем через нашу официальную программу, — поощряя разнообразие в повествованиях и кинематографических выражениях, которые мы можем развивать.
И на нашем рынке копродукции, и на отборах Dark Room, где показываются незавершенные работы, мы делаем акцент на фильмах из Грузии. Это связано с тем, что многие грузинские кинематографисты в последние годы боролись за получение государственной поддержки из-за правительственной политики. Здесь мы стремимся предоставить этим художникам платформу, ресурсы и видимость.
Клэр Стюарт объясняет, что наша поддержка кинематографистов продолжается в течение всего года, и мы помогаем им различными способами, чтобы способствовать их росту, расширять их контакты и сети. Наша главная цель — сосредоточиться на кинематографистах, у которых нет прямого доступа к финансированию или которые проживают в регионах, где сложно делиться своими историями по политическим причинам. Кроме того, мы стремимся усилить активацию наших выпускников из HBF и CineMart, чтобы они также внесли свой вклад в эти усилия.
Какой фильм или событие в этом году вас больше всего волнует?
Один из выдающихся фильмов в нашем конкурсе на большой экран — «Отче наш, последние дни диктатора» Жозе Филипе Кошты. Этот фильм рассказывает о последних днях португальского диктатора Салазара. Даже перенеся инсульт и потеряв власть, Салазар продолжал верить, что он все еще президент Португалии. В его последние дни его сотрудники и врачи продолжали поддерживать иллюзию, что он остался диктатором.
Клэр Стюарт с нетерпением ждет обсуждения между Кейт Бланшетт и Гаем Мэддином! У нас запланирован уникальный показ «Слухов» во время фестиваля, который перекликается с нашими обсуждениями уникального торгового предложения Роттердама (USP). Видите ли, именно на IFFR я впервые встретился с Гаем лично. Его преданность короткометражным фильмам заслуживает похвалы, и они играют решающую роль в его кинопроизводстве. Фактически, в 2003 году на фестивале прошла его ретроспектива, когда он увлекался инсталляционной работой. Кейт, с ее страстью к короткометражным фильмам, работам художников с движущимися изображениями и инсталляциями, становится идеальным собеседником. Их сотрудничество над забавным фильмом «Слухи» дает нам прекрасную возможность обсудить их преданность таким творческим начинаниям, что полностью соответствует ценностям IFFR.
Смотрите также
- Как посмотреть новый документальный фильм о Дидди «Дидди: Создание плохого парня»
- Акции Эн+ цена. Прогноз цены Эн+
- NVIDIA анонсирует DLSS4 с функцией Multi Frame Generation, эксклюзивной для серии NVIDIA RTX 50
- Маргарет Куэлли говорит, что ее «лицо было таким испорченным» из-за протезирования «Субстанции»
- Акции Элемент цена. Прогноз цены Элемент
- Знаменитые закусочные Малибу разрушены во время лесных пожаров в Лос-Анджелесе
- Джастин Бальдони выступает против приказа о затыкании рта и утверждает, что шаг Блейк Лайвли является «тактикой запугивания»
- Внутри пугающе прозорливого сериала Джо Райта о Бенито Муссолини «М. Сын века»
- Кеке Палмер отмечает камео своей матери в фильме «Один из них»: «Она научила меня всему»
- Акции Группа Аренадата цена. Прогноз цены Группа Аренадата
2025-01-30 14:55