Барри Майкл Купер, сценарист «Нью-Джек-Сити», «Шугар-Хилл» и «Над краем», умер в возрасте 66 лет

Скончался Барри Майкл Купер, создатель фильмов «Гарлемской трилогии», в том числе «Нью-Джек-Сити», «Шугар-Хилл» и «Над краем», а также создатель жанра «Нью-Джек-Свинг». Ему было 66 лет.

Нельсон Джордж, друг Купера, писатель, режиссер и предыдущий сотрудник The Village Voice подтвердил, что Купер скончался в Балтиморе, штат Мэриленд. На момент написания причина его кончины так и осталась нераскрытой.

В 1980-х годах Купер начал свою карьеру журналиста, написав важные статьи для журналов The Village Voice и Spin Magazine. Впоследствии он переключил свое внимание на написание сценариев, вдохновленных преступностью и местной культурой его родного города Нью-Йорка. Его Гарлемская трилогия криминальных драм, снятая в 1990-х годах, считается культовыми фильмами чернокожих и оказала глубокое влияние на хип-хоп музыку и культуру.

Выросший в Литл-Вашингтон-Хайтс, Гарлем, Нью-Йорк, а также проводивший время в Эспланадных садах, Купер нашел вдохновение в ярких литературных, музыкальных, модных и спортивных сценах своего родного города. Однако он также признал разрушительное влияние крэк-кокаина на Гарлем, сравнив его с разрывом между «До крэка» (BC) и «После крэка» (AC). В интервью Stop Smiling в 2007 году Купер объяснил, что появление этого препарата привело к значительным преобразованиям в Гарлеме.

В начале 1980-х, после года обучения в Центральном университете Северной Каролины, где он погрузился в движение «Новая журналистика», Купер начал свою журналистскую карьеру. Под руководством известного музыкального критика Роберта Кристгау он публиковал статьи в журнале The Village Voice, который в то время пользовался большим культурным влиянием. В интервью журналу Rolling Stone в марте 2024 года Купер рассказал о своем разговоре с Кристгау в январе 1980 года о новом музыкальном жанре, возникшем в Бронксе. «Я сказал Бобу Кристгау, что существует такой тип музыки, как рэп. Это будет новаторство», — сказал Купер. «Он сомневался во мне. Я настоял: «Есть группа Funky 4 + 1, у них есть песня That’s the Joint. Это невероятно». Два дня спустя он пригласил меня посетить офис «Голоса». «Вы были правы, — признал он. — Это что-то особенное».

Еще в октябре 1987 года, когда я писал статьи для The Village Voice, я написал статью о восходящей звезде Тедди Райли, новаторском продюсере и певце в стиле R&B. В статье, озаглавленной «Новый Джек-свинг Тедди Райли: Гарлемские гангстеры воспитывают музыкального гения», нарисован портрет артиста, стремящегося к стремительной славе. Это не только подчеркнуло его стремительный взлет, но и познакомило мир с термином «новый джек-свинг», жанром, который стал синонимом уникального звучания Райли и его коллег.

Помимо музыкальной журналистики, Купер известен своей мощной исследовательской работой. В 1986 году он написал впечатляющую очерк «Крэк: наркотик Тиффани по ценам Woolworth» в Spin Magazine, одном из первых общенациональных отчетов о разрушительных последствиях эпидемии крэка.

В 2015 году Боб Гуччионе-младший, основатель Spin, выразил скептицизм по поводу истории Купера, заявив, что она настолько необычна и непохожа на все, с чем он раньше сталкивался, что он заподозрил, что она могла быть сфабрикована. Сказка была чрезвычайно убедительной, связной, наполненной яркими персонажами и имела немедленные катастрофические последствия. Это казалось нереальным, поскольку жизни, семьи и целое сообщество разрушались за считанные недели, а не за обычные годы, связанные с наркозависимостью. Люди прибегали к продаже своих вещей и даже самих себя, чтобы получить следующую дозу, что казалось невероятным.

В декабре 1987 года он написал статью под названием «Нью-Джек-Сити пожирает молодёжь» для The Village Voice. В этом впечатляющем материале подробно описывается рост уличных торговцев наркотиками в Детройте, которые заработали миллионы благодаря кризису с кокаином.

Как страстный геймер, я был очарован, когда Купер углубился в растущую корпоративную сторону незаконного оборота наркотиков, особенно в эпидемию крэка. Эта интригующая перспектива привлекла внимание кинопродюсеров, которые стремились создать фильм, основанный на жизни печально известного наркобарона Ники Барнса. Оригинальный сценарий этого фильма был написан Томасом Ли Райтом, но Куинси Джонс, впечатленный статьей Купера в журнале Spin, нанял его, чтобы он дал ему свежий взгляд.

Благодаря изменениям Купера, в частности, замене героина на крэк в качестве центральной темы, сценарий превратился в «Нью-Джек-Сити», ознаменовав его первоначальный сценарий. Фильм, снятый с бюджетом в 8 миллионов долларов и премьерный показ которого состоялся на кинофестивале «Сандэнс» в 1991 году, продемонстрировал Уэсли Снайпса в роли Нино Брауна, беспощадного главы гарлемской уличной банды «Cash Money Brothers», который накопил огромную империю, занимаясь торговлей крэком. «Нью-Джек-Сити» получил признание критиков и коммерческий успех, заработав в прокате почти 50 миллионов долларов и с тех пор стал устойчивым культурным феноменом.

Без «Нью Джека» не было бы «Boyz n the Hood», «Menace II Society». Эти фильмы не были бы сняты, потому что они продемонстрировали публике и руководителям студий, что такие фильмы могут приносить прибыль. Купер заявил об этом в интервью «Stop Smiling», предположив, что это положило начало тенденции.

В своем следующем проекте Купер объединился со Снайпсом в криминальной драме 1994 года «Шугар-Хилл». Написанный исключительно Купером и снятый Леоном Ичасо, фильм вращался вокруг пары братьев-торговцев наркотиками из района Шугар-Хилл в Гарлеме. Критики не особенно любили «Шугар-Хилл», часто критикуя его за чрезмерное сходство с «Нью-Джек-Сити». Тем не менее, фильму все же удалось получить хорошие кассовые сборы.

В кинотеатрах, через три месяца после выхода «Шугар-Хилла», дебютировал третий фильм Купера под названием Над краем. Этот фильм, написанный Бенни Мединой, под руководством Джеффа Поллака получил значительно более положительные отзывы. В актерский состав вошли такие известные личности, как рэпер Тупак Шакур, Дуэйн Мартин, Марлон Уайанс и Леон. История вращается вокруг многообещающего баскетболиста, который борется с бандами наркоторговцев Гарлема, что делает ее заключительной главой Гарлемской трилогии Купера. Примечательно, что этот фильм также стал коммерческим хитом.

После первой волны достижений прошло несколько лет, прежде чем Купер смог приступить к производству нового фильма. К тому времени он переехал в Балтимор и в 2005 году совершил свой режиссерский поклон, выпустив инди-фильм под названием «Blood On The Wall$».

Последним проектом Купера стала трансформация телесериала Спайка Ли 2017 года «Она должна это получить» в производство Netflix. В этом проекте Купер выступил и продюсером, и сценаристом, написав три эпизода.

Смотрите также

2025-01-23 08:25