Круглый стол Red Sea Film Fest в Саудовской Аравии со Спайком Ли: «Мы являемся свидетелями больших перемен»

Как режиссер, столкнувшийся с изрядной долей проблем в отрасли, я не могу не чувствовать смесь волнения и опасений, когда дело доходит до использования ИИ в кинопроизводстве. С одной стороны, я вижу потенциал ИИ для оптимизации определенных процессов и повышения доступности кинопроизводства, но с другой стороны, я беспокоюсь о его влиянии на человеческое творчество и возможности трудоустройства.

Четвертый этап Международного кинофестиваля на Красном море в Джидде, Саудовская Аравия, представил выдающихся знаменитостей, таких как Синтия Эриво из Wicked, Мишель Йео, Джереми Реннер, Майкл Дуглас и Бенедикт Камбербэтч, а также новые фильмы с Ближнего Востока, Азии и Африка. Кроме того, на нем были представлены нашумевшие фильмы текущего года.

Кроме того, это дало возможность объединить шесть режиссеров-провидцев, известных своей новаторской работой, для участия во втором ежегодном круглом столе Hollywood Reporter во время Международного кинофестиваля на Красном море.

2024 Президент жюри RSIFF Спайк Ли временно приостановил свои фестивальные обязательства, чтобы принять участие в дискуссии в знаменитом доме-музее Нассифа, расположенном в древнем районе Аль-Балад в Джидде. Саудовскую Аравию представлял Мешаль Аль-Джасер, чей забавный триллер «Нага» о молодой женщине, которая отправляется на злополучное свидание, был показан в разделе Arab Spectacular RSIFF 2023 года, и теперь его можно найти в потоковом режиме. на Нетфликсе.

Хала Элькусси, египетская художница и режиссер, приехала в город со своим черно-белым экспериментальным фильмом «К востоку от полудня», рассказывающим о молодежном бунте. Этот фильм был показан в программе фестиваля «Новое видение» после его дебюта на Каннском фестивале «Две недели режиссеров». В ходе круглого стола Элькусси поделилась своим комплексным художественным взглядом. Точно так же Сара Фридланд, американский хореограф и режиссер, представила «Прикосновение знакомого» в Джидде после его мировой премьеры в программе «Горизонты Венеции», где она принесла Кэтлин Чалфант награду за лучшую женскую роль. В этой драме рассказывается о пожилом персонаже, страдающем слабоумием и трудностях, связанных с переездом в дом престарелых.

Лоуренс Вален, известный французский актер и режиссер, поделился своим взглядом на искусство кинопроизводства, подчеркнув значение музыки, а также свои методы игры и режиссуры в драме «Маленькая Джафна». Этот фильм, который первоначально был показан в программе Венецианской недели критиков, был включен в раздел «Избранное фестиваля» RSIFF и получил международный приз зрительских симпатий AlUla. К этой талантливой команде творцов присоединился канадский художник Р.Т. Торн, чей фильм «40 акров» с Даниэль Дедвайлер в главной роли, дебютировал в Торонто и также привлек внимание в Джидде.

В своем разговоре они затронули различные темы, такие как творческое вдохновение, значение музыки, бросающие вызов стереотипам, влияние искусственного интеллекта и непреходящее наследие Спайка Ли «Делай правильно».

Прочтите некоторые основные моменты разговора, отредактированные для большей длины и ясности, ниже.

Эй, Спайк, не мог бы ты сказать мне, почему твое присутствие в качестве председателя жюри на кинофестивале на Красном море в Саудовской Аравии, особенно на берегу Красного моря, важно для тебя?

СПАЙК ЛИ Получив звонок, я ответил без колебаний. Я глубоко увлечен кинопроизводством, особенно к международному кино. Эта роль предоставляет мне уникальную платформу для открытия фильмов, которые в противном случае ускользнули бы от меня. … Огромные таланты разбросаны по всему миру, а не только в Голливуде.

Как страстный геймер, я всегда был очарован миром рассказывания историй, и для меня этим средством было кинопроизводство. Несколько лет назад Саудовская Аравия стала принимать кинематографистов как никогда раньше, и с тех пор это было волнующее событие. Рост кассовых сборов является свидетельством прилива молодых творческих умов, стремящихся воплотить свои идеи в жизнь.

МЕШАЛ АЛЬ-ДЖАСЕР Раньше кино было труднодоступно, и нам приходилось выражать себя через различные альтернативные средства. Однако, благодаря растущей доступности, теперь он признан важным культурным и экономическим компонентом. Правительство предпринимает активные шаги для поддержки и развития отрасли, предлагая гранты, денежные скидки и впечатляющими темпами создавая крупные студии.

Кто знаком с этим местом и кто впервые приехал в Саудовскую Аравию? Вы все здесь просто для того, чтобы показать свои фильмы, или кто-то из вас рассматривает возможность в будущем снять здесь постановку? Что вас привлекает в этом месте?

Это моя третья презентация. Первый был посвящен Малкольму Икс. Мы были пионерами, которым разрешили принести камеру в Мекку во время хаджа. Поскольку я не мусульманин, я нанял для проекта мусульманскую команду. Несколько лет назад мы выставляли Малкольма Икса, что было беспрецедентным событием в этом месте. Это мой третий случай, показываю это.

ХАЛА ЭЛКОУССИ Я никогда раньше не был в Саудовской Аравии и, честно говоря, не думал, что мое будущее будет включать в себя участие в кинофестивале здесь.

ЛИ Что вы под этим подразумеваете?

ЭЛКОУССИ Этого не ожидали. Проще говоря, это большая неожиданность не только для арабского мира, но и для остального мира. Таким образом, мы переживаем здесь значительный сдвиг.

Р.Т. ТОРН Это мой первый визит сюда, и я должен сказать, что для меня это был восхитительный случай. Как упомянул Спайк, это место давало исключительную возможность посмотреть фильмы с голосами, которых мы раньше не слышали, познакомиться с культурой так, как никогда не было, и при этом быть родом из западной страны. Более того, я такой же, как и любой другой человек. Мне нравится исследовать новые места, устанавливать связи с людьми и погружаться в их уникальную культуру, чтобы я мог лучше их понимать и расти. И, наконец, я был благодарен за возможность поделиться своей историей, позволить другим услышать мой голос и, в свою очередь, позволить им взглянуть на нашу точку зрения.

ЛОУРЕНС ВАЛИН Мне кажется, что это начало чего-то важного, поскольку поход в кино для многих людей не является обычным явлением. Во Франции кинотеатры повсюду. В тот момент я осознал нашу удачу, потому что для нас это обычное дело, а для них — новый опыт. Мое внимание привлек один мальчик, когда у него зазвонил телефон; он ответил без колебаний. Я был ошеломлен и подумал: «Правда?» Потом я понял, что они учатся, и это понятно из-за культурных различий. Это выгодно, потому что вы путешествуете и погружаетесь в другую культуру.

ТОРН Это похоже на то, как дома. В Скарборо есть кинотеатры. Вы можете пойти в ночной кинотеатр в Скарборо, где люди кричат ​​на экраны. Это уникальная культура, и да, она прекрасна. Я с нетерпением жду этого опыта.

САРА ФРИДЛАНД Меня привлек этот фестиваль в первую очередь из-за похвал, которые я слышал о Калиме Афтабе, директоре международного программирования здесь. Однако меня привлек еще один фактор: мой фильм вращается вокруг темы старения и жизни женщины, проходящей через этот процесс. Для меня самым ценным аспектом кинофестиваля было обсуждение с людьми опыта ухода за пожилыми людьми из разных стран. Мне особенно хочется дебютировать с фильмом на Ближнем Востоке, поскольку он остается неисследованным, и мне не терпится узнать о местном опыте старения, доступной инфраструктуре ухода и о том, как наша героиня, явно американка, находит отклик у них. .

Я подумал, могу ли я узнать о вашем уникальном кинематографическом стиле, считаете ли вы, что обладаете отчетливым кинематографическим голосом в своих работах, и есть ли в вашей последней работе какие-либо ключевые элементы, отражающие этот стиль.

ELKOUSSY Изначально я глубоко укоренился в сфере изобразительного искусства. Переход в кино казался мне важным и неотложным, потому что, как только я достиг определенного уровня успеха как визуальный художник, я почувствовал потребность в контакте с аудиторией, особенно с той, которая проживает в арабском мире.

Как художник родом из Египта, имеющий богатое кинематографическое наследие, я стремился создавать фильмы как средство выразить свою уникальную точку зрения. Хотя я не начал с чистого листа, я осознал огромный потенциал нашей общей истории как источника вдохновения и визуального повествования.

На мой взгляд, кино и музыка — наиболее доступные формы искусства. Вам не нужно понимать язык песни, чтобы оценить ее эмоционально. Та же идея применима и к фильмам. Они могут передавать сложные идеи, быть политическими или буквальными, но уникальными их делает способность затронуть практически любого, независимо от понимания содержания.

Я верю… в кино есть что-то глубоко человечное. Он обладает замечательной способностью очаровывать нас и предлагать захватывающее путешествие в жизнь или культуру другого человека. Это поистине замечательный аспект работы режиссера – иметь возможность передавать такой опыт и делиться им с людьми из разных уголков земного шара.

Я планирую воспользоваться этим моментом и передать Спайку цветы. Это связь между братьями. Однако когда мне было 16, я впервые столкнулся с фильмом «Поступай как надо». К сожалению, в кинотеатре я его не увидел, но видел на VHS. Как только я посмотрел этот фильм, я перемотал его и посмотрел еще раз – сразу же.

ЛИ Что? Сцена с кубиком льда, которую вы постоянно перематывали?

ДЖЕЙСОН Я отчетливо помню этот фильм. Это оказало на меня значительное влияние в молодые годы. Многие фильмы, показанные в Северной Америке, носят чисто развлекательный характер, но этот вызвал у меня эмоциональный отклик. Это было не просто приятно; это передало знания и привело к пониманию. Этот фильм способен на такие подвиги: он может стимулировать мысли, вызывать смех, гнев и слезы, оставляя при этом неизгладимое впечатление, которое сохраняется на несколько дней. Примечательно, что это был первый фильм, который сделал это и для меня. Поэтому быть режиссером — поистине замечательная профессия, поскольку у вас есть способность просвещать, развлекать, пробуждать эмоции и вдохновлять других на глубокие размышления.

В мои первые актерские годы не было ролей, которые мне подходили. Я восхищался Дензелом Вашингтоном, но подумал про себя: «Я стремлюсь делать то же, что и он, но он афроамериканец, а я французский тамил, у которого нет образцов для подражания». Итак, мне пришлось проложить свой собственный путь. Когда я снимался в фильме Маленькая Джафна, я шутил, что это что-то вроде Делай правильно, но действие происходит в тамильском сообществе и снято на французском языке.

Мне нужно создать новый образ, поскольку практически невозможно представить себе ведущую роль или выступление без него. Для меня это неизведанная территория, ведь это мой первый фильм. Для каждого тамила во Франции это захватывающая новинка. Мы приступаем к чему-то новому, и это только начало.

ЛИ Как вы сняли свой фильм?

ВАЛИН Я пошел традиционным путем, углубляясь в учебу и актерские роли. Я получил типичные роли, такие как индийский персонаж, индийский приятель, мистик и так далее. В конце концов я почувствовал необходимость перейти на другую сторону, сосредоточившись на написании и обмене историями, которые выходят за рамки стереотипов и отражают мое сообщество. Интересно, что в Маленькой Джафне присутствует политический подтекст. Когда я искал фильмы, которые были бы одновременно развлекательными и содержали мощный посыл, Do the Right Thing был для меня идеальным выбором.

Привет, Мешал! Я вспоминаю, как смотрел изображения твоего фильма «Нага», представленные на фестивале и в рыночных коридорах в прошлом году, и отчетливо помню, как некоторые местные дети останавливались и жестикулировали в их сторону. Вы когда-нибудь задумывались о создании возможностей для творческих умов в регионе или в Саудовской Аравии?

ЭЛ ДЖЕЙЗЕР Я только недавно отправился в это путешествие, как и сама киноиндустрия. Это приносит с собой чувство привилегии, но в то же время тяжелое бремя и необходимость внести значительный вклад в состав этого нового поколения кинематографистов. В отличие от традиционной карьеры кинорежиссера, которая обычно развивается в стабильной отрасли и в основном представляет собой индивидуальное начинание, наша кажется более совместной. Речь идет не только о личном успехе; речь идет о совместной работе для достижения коллективной цели создания устойчивой промышленности. Это не индивидуальный поиск похвал; вместо этого я чувствую ответственность за то, чтобы эта отрасль процветала и продолжала расти. Это сложно, но невероятно полезно и волнующе.

ФРИДЛАНД Мой опыт работы связан с созданием танцевальных фильмов, но не фильмов, основанных на стилизованных танцевальных формах. Вместо этого мои фильмы исследуют социальные танцы – ритм повседневной жизни. Когда я перехожу к повествовательному повествованию, я чувствую, что моя роль состоит в том, чтобы передавать повествования, которые раньше выражались с помощью слов, а теперь — посредством движений тела. Этот фильм, который я сделал, по сути, представляет собой исследование персонажей, но он рассказывается с физической точки зрения нашего персонажа. Я намерен продолжать снимать фильмы, в которых используется язык тела и которые построены на хореографических шаблонах.

ЭЛКОУССИ Слова переоценены.

По моему мнению, мы многое узнаем о людях не только через то, что они говорят, но и через их движения, невербальные сигналы и тонкие взаимодействия. Для меня это тот тип визуального повествования, который по-настоящему захватывает меня в кино.

В некоторых ваших фильмах оба R.T. и Лоуренс объединяют музыку и танец в важные моменты… Является ли интеграция музыки и движения решающим аспектом для вас?

КАК ФАНАТЕЛ, Я РАСТУТ В КРАСОЧНОМ МИРЕ КОЛЛИВУДА [ИНДИЙСКОЕ КИНО НА ТАМИЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ], А НЕ В БОЛЛИВУДЕ, ПОТОМУ ЧТО В РЕБЕНКЕ, КОГДА Я СМОТРИЛ ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛЬМЫ, ГЛАВНЫЕ АКТЕРЫ НЕ ПОХОЖИЛИ НА МОЮ СОБСТВЕННУЮ КОЖУ. Я обнаружил, что жажду идентичности с Аленом Делоном или Жаном-Полем Бельмондо, но этого не должно было быть. ВМЕСТО, КОЛЛИВУД ПРЕДЛОЖИЛ СМЕСЬ ПОЛИТИКИ, МУЗЫКИ И ТАНЦА, КОТОРАЯ ПЛЕНИЛА МОЁ СЕРДЦЕ.

Когда зрители смотрят этот фильм, они часто отмечают большое количество персонажей коричневого происхождения и быстро приходят к выводу, что это болливудская постановка. Однако я их всегда поправляю, говоря, что это не индийское кино, а французское. Уникальный аспект заключается в сочетании влияния Колливуда (тамильского кино) с французским стилем кинопроизводства, а также с элементами американских фильмов.

ТОРН Свой профессиональный путь я начал с постановки музыкальных клипов, служа мне ногой в дверях. Изначально концепция профессии режиссера казалась мне слишком грандиозной. Тем не менее, я всегда был увлечен музыкой и работал с артистами, особенно с хип-хоп. Я снимал их на камеру, тусовался за кулисами и уговаривал позволить мне снимать для них видео. Мне всегда нравилась эта сторона вещей. Я считаю, что это просто энтузиазм молодежи. Когда вы молоды, музыка резонирует с вами так, как невозможно выразить словами. Это становится вашим способом общения. Итак, музыка глубоко вошла в мою жизнь и все мои творческие начинания. Следовательно, оно должно играть значительную роль в моих фильмах.

В моем фильме аспект, которого я раньше не видел, — это изображение семьи Блэков, путешествующей по антиутопическому миру. Раньше переживания Блэков в будущем не были так распространены и точно представлены. Мы часто появлялись незначительно в таких шоу, как «Звездный путь», например, гуляя по коридорам. Однако теперь мы начинаем видеть больше подобных представлений, и мой фильм представляет уникальную перспективу: это антиутопическая история, сосредоточенная вокруг фермерской семьи. Традиционно чернокожие люди на фермах в вестернах изображались рабами. Но эта семья не только выживает, но и процветает в будущем. В эту семью входят как чернокожие, так и коренные жители, и этот опыт обычно не изображается.

Музыка играет решающую роль в обоих наших обществах, и моему сыну-подростку очень важно иметь музыку. Он растет в одиночестве и использует музыку как способ связи с прошлым. Чтобы помочь ему в этом, я приобрел портативный кассетный плеер, который он везде носит с собой. У него есть микстейп, наполненный разными жанрами, включая хип-хоп, и он часто его слушает. В одной из критических сцен фильма мы видим, как он поглощен музыкой – не буду раскрывать слишком много, но он наблюдает, как кто-то танцует. Танцует молодая женщина, и мой сын очарован этим моментом, когда они оба соединяются силой музыки, хотя живут в мрачном, антиутопическом мире.

ЭЛКОУССИ Кажется, я не случайно сижу рядом с вами. Главный герой моего фильма – молодой человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Действие этого спектакля происходит не в антиутопии будущего, а в зеркале нашей нынешней реальности. И он провоцирует перемены благодаря своим музыкальным талантам. Размышляя о том, как этот молодой человек мог бы выразить свое стремление к трансформации, первоначальной мыслью, несомненно, было то, что он должен быть каким-то художником, но каким? Ответ вскоре стал очевиден: музыка, поскольку музыка обладает уникальным качеством – ее невозможно остановить. Например, музыку нельзя было заставить замолчать в коммунистической Восточной Германии или Иране. Следовательно, я решил пойти по этому пути, но одновременно, поскольку ему нужно было внедрять инновации в музыке, было важно, чтобы он не перенимал существующие методы создания музыки, которые мы знаем сегодня. Вместо этого ему пришлось разработать что-то новое, чтобы создать разрыв между ним и статус-кво. Таким образом, мы, по сути, создали уникальные инструменты в этом антиутопическом обществе.

Наша работа над музыкой началась после того, как мы завершили первоначальный вариант сценария, поскольку в общей сложности на это ушло пять лет сотрудничества с композитором и звукорежиссером. Для начала мы сконструировали уникальные инструменты. Я всего лишь поручил композитору создать для этого юного персонажа звуки, которые не напоминали бы ни один знакомый инструмент, поскольку я планировал назначить традиционные инструменты символами власти. Этому молодому человеку требовался совершенно отчетливый звук. Поэтому после создания инструментов нам пришлось их точно настроить, прежде чем сочинять музыку специально для этих новых инструментов, чтобы убедиться, что это не просто случайный шум. Затем композитор создал музыку, которая была записана, и когда мы нашли своего актера, ему нужно было попрактиковаться в игре на этих вновь созданных инструментах.

Родился с прочным фундаментом в области джаза и фолк-музыки от моего покойного отца, который сочинял для таких артистов, как Боб Дилан, Джуди Коллинз, Арета Франклин и других. Я вырос в семье, склонной к музыке, и в раннем возрасте познакомился с искусством интеграции музыки в повествование. После окончания киношколы мой отец написал музыку к таким фильмам, как «Она должна это получить», «Школьное изумление», «Делай как надо» и «Лучше блюз». Этот опыт вселил во меня глубокое понимание того, как музыка может улучшить повествование, и это стало одним из моих краеугольных камней.

Какие еще формы творчества вдохновили кого-то из вас?

Что касается написания сценариев, я черпаю вдохновение в различных формах литературы, ориентированной на производительность. Сюда входят оценки движений, экспериментальные сценарии и уникальные системы обозначений. Часто, сочиняя сценарии, я изначально не готовлю их как сценарии, а вместо этого создаю карты или диаграммы. Меня особенно увлекают работы художников-перформансов, использующих подобные методы записи.

Как геймер, я объединился с хореографом в своем дебютном фильме, хотя в нем не было настоящих танцевальных сцен. В некоторых сценах я пытался изолировать движение, стремясь раскрыть суть смысла. Точно так же, как мы удаляем ненужные слова в нашем диалоге, иногда мы должны делать то же самое с движением — удаляя все, что не ведет нас к намеченной цели.>

ВАЛИН Нам, тамилам, это кажется инстинктивным. Нам не нужен был хореограф; мы просто играли музыку. Для меня все дело в костюме… он имеет для меня большое значение. Поскольку я происходил из менее обеспеченной семьи, наличие впечатляющего наряда имело решающее значение, когда я решался выйти на улицу.

Снимая фильм с ограниченным бюджетом, я обнаружил, что все мальчики в округе были одеты в черное, серое и темно-синее. Казалось, им не хотелось носить что-нибудь яркое. Итак, я сказал: «Мы добавим немного цвета в ваши наряды… Я хочу, чтобы вы выглядели стильно». Когда я начал писать, мне показались яркие цвета – в обуви, аксессуарах, во всем.

ЛИ Вы имеете в виду Джорданов?

ВАЛИН Дело в том, что я не надел «Джордана», потому что думал, что все скажут: «Ты играешь Спайка». И я сказал: «Хорошо, я надену другие вещи».

Все ли здесь обладают творческим духом? Что вы думаете о роли или отсутствии искусственного интеллекта в киноиндустрии?

LEE Есть разница, когда вы используете это как инструмент, а не как инструмент для творчества.

ДЖЕССИ В детстве я невероятно быстро решал математические задачи. Однако, как только я получил калькулятор, я обнаружил, что становлюсь медленнее. Этот инструмент может помочь в быстром мышлении, но он также заставляет меня задуматься, потому что я ценю свое время. Написание сценариев требует тщательного подхода, и я не хочу торопиться с этим процессом или слишком полагаться на инструмент. … Что касается ИИ, небольшая часть меня чувствует себя неловко из-за его темпа. Для моего комфорта он движется слишком быстро.

ФРИДЛАНД Я не испытываю особых чувств к ИИ. Однако я решительно возражаю, когда силы капитализма решают, какие фильмы снимать. Если искусственный интеллект используется для снижения затрат и отговаривает кинематографистов от создания фильмов, то это меня беспокоит. Но, по моему мнению, проблема заключается в рыночной системе, а не в самом инструменте ИИ.

Я, как заядлый поклонник, борюсь с чувством отстраненности. Речь идет не только об искусственном интеллекте в изоляции, но похоже, что наука, движимая капитализмом, тонко предполагает, что люди не значительный. Мы создаем роботов, чтобы дарить улыбки жителям домов престарелых, однако миллионы людей изо всех сил пытаются найти работу. Это вызывает у меня странное ощущение, что некоторые части мира делают вид, что люди становятся менее важными или, может быть, мы близки к вымиранию. Тогда кажется, что видение таково, что останутся лишь немногие избранные.

ЛИ Маск.

ЭЛКОУССИ Я полностью согласен с вашим мнением. Я неудовлетворен этой тенденцией из-за ее очевидного игнорирования жизненно важного человеческого аспекта, который можно развивать и улучшать с точки зрения благосостояния. Разве невозможно представить себе единый, гармоничный мир, в котором все люди взаимосвязаны? Почему эта концепция не является частью плана нашего будущего? Почему это кажется сказкой, а не реальностью? Я должен извиниться, но как художник мной движет мое видение.

Я хотел узнать у Мешаля о стереотипах, которые Голливуд создает в отношении людей с Ближнего Востока, включая его личную точку зрения.

ЭЛ ДЖЕЙСЕР Я не собираюсь постоянно критиковать эту тему, но, возможно, вместо этого я мог бы высказать некоторые мысли об общем мышлении арабского народа. Мне это кажется несколько резковатым, но я считаю, что арабы обладают прекрасным чувством юмора и могут найти развлечение даже в самых печальных обстоятельствах. Я подозреваю, что грубость языка может способствовать такому восприятию. Кроме того, я считаю, что каждому было бы полезно быть более внимательным, размышляя о других культурах, включая арабов, когда они взаимодействуют с различными культурами.

Смотрите также

2024-12-18 20:28