«Мы — OG рынков совместного производства»: глава отрасли Роттердама Мартен Рабартс о IFFR Pro 2025

Специализированная секция Роттердамского кинофестиваля, известная как IFFR Pro, в настоящее время находится в полном разгаре, знаменуя начало первичного кинорынка года. В отличие от других рынков, которые в первую очередь концентрируются на высокобюджетных фильмах с участием актеров класса А, IFFR фокусируется на проектах и ​​режиссерах, выходящих за рамки мейнстрима. Это соответствует его происхождению в 42-летнем CineMart, который новый директор IFFR Pro Мартен Рабартс часто называет «первоисточником рынков совместного производства». Роттердам склонен поддерживать кинематографические начинания из регионов, где независимая киноиндустрия либо мала, либо практически отсутствует.

Ключевые особенности линейки CineMart 2025 года (более подробную информацию см. ниже) включают: «Enkop (The Soil)» Анджелы Ванджику, современный вестерн, снятый на бурных кенийских ранчо, и «Something Strange Happened to Me» режиссера Дмитрия Сухолицкого-Собчука, который углубляется в темы скорби и травмы на фоне продолжающегося конфликта. Выбор также демонстрирует растущую обеспокоенность в сообществе ЛГБТК+, с такими фильмами, как «Black Is Blue» Шерил Данье, будущая антиутопия, сосредоточенная на трансгендерных идентичностях.

Фонд Хуберта Балса (HBF), важный игрок на мировой сцене независимого кино, вносит значительный вклад в рынок Роттердама. Многие фильмы, финансируемые HBF, можно найти в официальном отборе этого года, а также в Darkroom, платформе IFFR Pro для незавершенных работ. В этом году особое внимание уделяется Грузии, региону, где кинематографисты сталкиваются со сложной политической и финансовой ситуацией под руководством пророссийской партии «Грузинская мечта».

В этом году IFFR Pro не только представит проекты, но и проведет 25-й выпуск Rotterdam Lab — пятидневную программу, посвященную нетворкингу и наставничеству для начинающих продюсеров. Кроме того, разрабатываются планы по созданию совершенно новой Writers and Directors Lab, которая должна дебютировать в 2026 году, чтобы улучшить текущие предложения Producers Lab.

В интервью The Hollywood Reporter Рабартс подробно рассказывает об уникальном торговом пункте Роттердама как новаторского рынка совместного производства, нацеленного на поддержку исключительного, актуального и художественно безупречного кино. Это включает в себя предложение помощи кинематографистам по всему миру, которые сталкиваются с трудностями. По словам Рабартса, проекты, которые они ищут, — это те, где выделяются кинематографические голоса, а истории, которыми они хотят поделиться, срочные и убедительные — сочетание, которое всегда необходимо.

Чем IFFR Pro в Роттердаме выделяется или превосходит аналогичные отрасли с точки зрения своего уникального подхода или превосходной производительности?

Ваш вопрос весьма проницателен! Мы размышляли над тем же самым — что отличает Роттердам? Один из ключевых моментов, который следует отметить, заключается в том, что Роттердам был местом, где впервые была представлена ​​концепция рынков совместного производства. Можно сказать, что это пионер в этой области, и его инновационный подход был воспроизведен во всем мире, причем Роттердам часто оказывал поддержку этим новым рынкам. Будучи первым, Роттердам столкнулся с большим давлением из-за своих ограниченных возможностей. Однако, способствуя развитию других рынков, он успешно снял часть этого напряжения.

В настоящее время мы сосредоточены на поиске своей ниши в существующем диапазоне предложений. Мы подчеркиваем возвращение к корням Роттердама, которые включают поддержку экспериментальных кинематографистов, кинематографистов ЛГБТК+ и кинематографистов в опасности. В этом году наш процесс отбора был направлен на чувство срочности и необходимость убедительных повествований. Выбранные работы должны быть художественно обоснованными, но мы также учитываем значимость этих работ в мире, который, кажется, пылает проблемами.

Этот метод можно адаптировать на основе моих встреч по всему миру с экспертами из индустрии развлечений — продюсерами, сценаристами и режиссерами, — которые стремятся направить свои ресурсы, будь то время, деньги или творческий потенциал, на проекты, которые оказывают влияние и могут изменить мир в лучшую сторону.

В этом году значительное внимание уделялось вопросам социальной справедливости, поскольку многочисленные фильмы исследуют возникновение и устойчивость авторитарных режимов, как современных, так и исторических, а также уязвимые сообщества, затронутые ими. Более того, наблюдается рост проектов, изображающих мрачные антиутопии ближайшего будущего, которые, по-видимому, отражают беспокойство внутри художественного сообщества по поводу нашей потенциальной будущей траектории.

Как сдвиг в сторону правых администраций в европейской политике, особенно появление таких правительств, влияет на кинобизнес и платформы совместного производства?

Ваша интуиция точна! Европейская киноиндустрия в значительной степени зависит от финансовой помощи правительства, и если политические партии прекращают поддерживать прогрессивные постановки, это значительно усложняет их создание. Такое изменение обстоятельств оказывает давление на такие рынки, как Роттердам, поскольку они стремятся сохранить свой прогрессивный дух в условиях напряженности.

Находясь в более выгодном положении по сравнению с некоторыми организациями, мы избавлены от необходимости самоцензуры, которая может быть для нас пагубной. Наше финансирование от голландского правительства отличается от самого правительства, поэтому мы не испытывали никакого принуждения изменить нашу позицию как защитников либеральных голосов. В глобальном масштабе мы были осторожны в определении проектов, которые могут столкнуться с трудностями на их родине. Например, в этом году мы выбрали три фильма из Грузии для нашей программы Darkroom, раздела, посвященного работам в процессе. Нас привлекли эти проекты, и мы посчитали важным оказать дополнительную поддержку грузинским кинематографистам.

«Каковы недавние изменения в потребности в методах совместного финансирования и почему они остаются важными?» (неформально и легко читать)

Модели совместного финансирования значительно изменились с течением времени, особенно с ростом интереса американских продюсеров к совместному производству, в отличие от 15 лет назад. Сегодня европейские системы мягких денег и совместного производства взаимосвязаны, что делает необычным найти европейский фильм, который не является совместным производством. Финансовые инструменты и соглашения способствуют созданию благоприятной атмосферы для совместного производства, поэтому такие рынки, как наш, необходимы.

В глобальном масштабе растет интерес к различным подходам к финансированию, особенно к тем, которые используются в таких регионах, как США, Азия и Индия, где существуют различные механизмы финансирования. Чтобы удовлетворить этот интерес, мы организуем семинары в наших лабораториях, чтобы проинструктировать создателей контента из этих регионов о европейских мягких деньгах и соглашениях о совместном производстве, а также о взаимном сотрудничестве. Цель этой инициативы — обеспечить справедливую отправную точку при взаимодействии с рынком.

Что нового на IFFR Pro в этом году?

Как энтузиаст, я рад сообщить, что мы расширяем наш текущий проектный центр, Darkroom, включив в него в общей сложности 12 интригующих проектов, среди которых два захватывающих опыта виртуальной реальности. Кроме того, ведется подготовка к новаторской инициативе под названием Business of Art Lab, дебют которой запланирован на 2026 год. Эта инновационная платформа в первую очередь будет служить творческим профессионалам — писателям, режиссерам и визионерам, стоящим за производством движущихся изображений, — предлагая понимание деловых аспектов кинопроизводства, включая интеллектуальную собственность, потоки доходов и финансирование. Эти знания имеют решающее значение, поскольку, хотя многие продюсеры преуспевают в этих областях, значительному числу художников часто не хватает этих знаний. Приобретение этого понимания может существенно повлиять на их взаимодействие с продюсерами и более широким деловым миром.

Помимо наших текущих усилий, мы также разрабатываем уникальную платформу для кинематографистов, сталкивающихся со сложными обстоятельствами, — тех, кто не имеет гражданства или живет в изгнании. Цель этой инициативы — предоставить этим кинематографистам площадку для обмена своими захватывающими историями и взаимодействия с потенциальными продюсерами, независимо от того, есть ли у них уже продюсер или финансовая поддержка. Это знаменует собой заметный сдвиг от традиционной модели рынка совместного производства, которая обычно требует продюсера, сценария и первоначального финансирования.

Какое влияние оказала трансформация сервисов потокового видео на финансирование и распространение артхаусного и авангардного кино?

Создателям артхаусного кино исторически приходилось мыслить нестандартно, когда дело касалось финансирования и распространения своих проектов. Появление потоковых сервисов изначально вызвало покупательский бум, но с тех пор эта тенденция пошла на убыль. Тем не менее, кинематографический путь многих артхаусных фильмов теперь включает фестивальный цикл, где вступительные взносы могут стать существенным источником дохода.

Со временем европейские инвесторы направляют свои ресурсы на меньшее количество фильмов высшего качества, а не на большее количество. Между нами и фондом Hubert Bals Fund, который поддерживает проекты, соответствующие нашим общим целям, растет согласованность. В этом году в нашей линейке шесть фильмов, поддерживаемых фондом Hubert Bals Fund, и это партнерство может расшириться еще больше.

Есть ли какие-то выдающиеся проекты среди отобранных в этом году, которые вы хотели бы выделить?

Как страстный геймер, погруженный в мир кино, одна из постановок, которая действительно привлекла мое внимание, — это «Черное — это синее» талантливого квир-режиссера Шерил Данье. Известная своей захватывающей работой над такими хитовыми телевизионными драмами, как «Бриджертоны» и «Королева Сахара», она теперь возвращается к своим корням с этим искренним проектом — заставляющим задуматься антиутопическим фильмом о недалеком будущем, который глубоко погружает в сложности трансгендерных идентичностей. Это интригующее сочетание ее художественного видения и коммерческого мастерства, и для нее не может быть более подходящей сцены, чем Роттердам.

Другой проект под названием «Неопознанная актриса» принадлежит известному индийскому режиссеру Ашиму Ахлувалии. Известный во всем мире своей выдающейся карьерой в кино, предыдущие работы которого украшали экраны Канн и Венеции, этот фильм является частью трилогии. Несмотря на существенную поддержку в Индии, Ахлувалиа ищет международных сопродюсеров, чтобы расширить свое присутствие на мировых рынках.

Каково ваше мнение о том, как фестивали могут способствовать разрушению колониального влияния в кинопроизводстве и помочь усилить подлинные голоса народов за пределами Запада?

Эта проблема вращается вокруг потенциального влияния западных стандартов на международные фильмы на фестивалях. Существует обеспокоенность по поводу навязывания западной эстетики фильмам из других частей света. В этом году мы организуем панельную дискуссию, чтобы углубиться в то, как фестивали могут продвигать подлинное художественное самовыражение, не будучи ограничивающими. Цель состоит в том, чтобы создать среду, в которой кинематографисты из таких регионов, как Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка, могли бы демонстрировать свои уникальные работы на глобальной платформе, не чувствуя необходимости подстраиваться под западные предпочтения.

Что вы думаете о том, как строгие меры правительства влияют на кинопроизводство, особенно в Аргентине и подобных странах?

В таких странах, как Аргентина, всплеск авторитарного правления значительно изменил ландшафт кинопроизводства. Примечательно, что некоторые аргентинские проекты не имеют финансовой поддержки от своей собственной страны, что является поразительным фактом, учитывая выдающееся кинематографическое наследие Аргентины. Одним из примеров, который мы видим в этом году, является «Фауст» Жасмин Лопес, который производится немецкой компанией из-за упадка местной системы производства. Этот фильм рассматривает переход от популизма в Аргентине и влияние американского вмешательства в Латинской Америке, предлагая взгляд на историю Аргентины за последние 50-60 лет.

Заключительные мысли?

Роттердам неизменно признается за свою преданность кинематографу, который является настойчивым, захватывающим и художественно безупречным. В сегодняшнем контексте кажется более важным, чем когда-либо, оставаться верным своим истокам и продолжать поддерживать режиссеров, обладающих выдающимися повествованиями. Работа, которой мы занимаемся, охватывает как художественный аспект, так и срочность историй, и мы полны решимости предоставить сцену для этих перспектив.

Выбор IFFR Pro

CineMart 2025

  • 100 тысяч турецких лир, Назлы Элиф Дурлу, Турция, Германия
  • Прощайте, любовь, Заида Кармона, Испания
  • Black Is Blue, Шерил Данье, США, Германия, Греция
  • Мыс Удовольствий, Марсело Гомеш, Као Гимарайнш, Бразилия, Уругвай
  • Corte Culebra, Ана Елена Техера, Франция, Панама
  • Энкоп (Почва), Анджела Ванджику Вамай, Кения, Нидерланды
  • Эзико, Бабалва Баартман, Дженна Като Басс, Южная Африка
  • Фауст, Хасмин Лопес, Германия, Аргентина
  • Четыре сезона на Яве, Камила Андини, Индонезия, Сингапур
  • Как Мелисса перегорела предохранитель, Уна Гуньяк, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия
  • Inbetween Worlds, Диана Кам Ван Нгуен, Чехия, Словакия
  • Марсель, Йим Бракель, Нидерланды
  • Мясо, Риогнак Ни Гриохайр, Ирландия
  • Sentinel, Карл Джозеф Э. Папа, Филиппины
  • Со мной случилось что-то странное, Дмитрий Сухолицкий-Собчук, Украина
  • Марш подсолнухов, Эрик Рикко, Бразилия
  • Цена золота, Эуджен Жебеляну, Румыния
  • Проект Уганда, Дэниел Манн, Франция, Великобритания
  • Strange Root, Лам Ли Шуэн, Марк Чуа, Сингапур, Индонезия
  • Неизвестная актриса, Ашим Ахлувалия, Индия, Германия

CineMart Immersive 2025

  • Сны времени, Джесси Тромпис, Венесуэла, Испания
  • Hyperdam, Флорис ван Лаэтем, Нидерланды
  • Одна очаровательная ночь, Робин Купс, Нидерланды
  • Strata, Лилиан Хесс, Люксембург

Темная комната

  • Меценат, Юлия Телин, Швеция, Дания
  • Баяан, Бикас Ранджан Мишра, Индия
  • Bloques Erráticos, Томас Вудрофф, Чили, Франция, Аргентина
  • Сухой лист, Александр Коберидзе, Германия, Грузия
  • Великий оратор, Даниэль Эрнст, Нидерланды (иммерсивное)
  • La hiedra, Ана Кристина Барраган, Эквадор, Мексика, Франция, Испания
  • Кактаруа, Юдхаджит Басу, Притхвиджой Гангули, Индия, Тайвань
  • Прошлой ночью я завоевал город Фивы, Габриэль Азорин, Испания, Португалия
  • Марш, Лео Эркен, Фрида Густавс, Нидерланды, Украина (иммерсивное)
  • Сорелла ди Клаусура, Ивана Младенович, Румыния, Сербия, Италия, Испания
  • Слезоточивый газ, Ута Берия, Грузия, Франция, Германия
  • Дикие собаки не кусаются, Рати Онели, Грузия, Люксембург

Смотрите также

2025-02-02 12:56