Обзор «Номинированных на «Оскар» короткометражек 2025: живое действие»: смесь проблемных драм, в которых основное внимание уделяется сути, а не повествованию

Во многих случаях короткометражные фильмы с живыми актерами, номинированные на премию Академии, часто отдают приоритет проблемным повествованиям, а не креативным методам повествования и создания фильмов, иногда в ущерб им. Программа 2025 года из пяти выбранных произведений демонстрирует разнообразный спектр глобальных проблем: ксенофобию, детский труд, крайнюю нищету, искусственный интеллект, исчезающие виды и ужасы этнических конфликтов. Хотя короткометражки не всегда могут быть особенно впечатляющими, проблемы, которые они затрагивают, несомненно, останутся.

В фильме под названием «Чужак«, режиссеры Дэвид и Сэм Катлер-Кройц, семья из трех человек спешно отправляется на собеседование по поводу грин-карты в местный офис Министерства внутренней безопасности. Однако то, что должно было стать обычным визитом, превращается в хаос, когда происходит неожиданный рейд ICE. Иммигрантов задерживают без предварительного уведомления, и в суматохе американская мать оказывается разлученной со своим сальвадорским мужем и дочерью. Отчаянно желая воссоединиться с ними, прежде чем их увезут, она должна действовать быстро, несмотря на тикающие часы.

Фильм, напоминающий стиль братьев Дарденн, снят вручную и непосредственно в своей кинематографии, сохраняя ощутимый уровень саспенса в некоторых сюжетных поворотах, которые кажутся слишком драматичными для экрана. Кульминация, однако, подводится к концу с помощью экранных титров, показывающих, что такие облавы регулярно происходят в учреждениях DHS по всей стране. Если Чужак (произносится как «инопланетянин») иногда кажется чем-то вроде остросюжетной версии социальной рекламы, однако оно, как ни странно, проливает свет на проблему, которая, вероятно, обострится во время второго срока президента Дональда Трампа.

Будучи любителем кино, я, Адам Дж. Грейвс, отправился далеко и широко в шумный город Нью-Дели, чтобы создать свою мощную короткометражную документальную драму под названием «Ануджа». Тезка фильма — необычная 9-летняя девочка, которая трудится вместе со своей старшей сестрой Палак в потогонической мастерской, работая не покладая рук часами с одним 15-минутным перерывом в каждой смене. Тяжелое ежедневное существование Ануджи и ее мрачное будущее предстают в перспективе, когда ей предоставляется шанс сдать экзамен в школу-интернат. Эта возможность побуждает Палак придумать план по сбору средств, необходимых для этой возможности, которая изменит ее жизнь.

Фильм, следуя общепринятому шаблону и щедро напоминая банальность, может похвастаться подлинной обстановкой с многочисленными реальными локациями и двумя очаровательными непрофессиональными актерами, Ануджей и Палаком. Несмотря на свои сложные обстоятельства, они преодолевают жизненные препятствия с умом и надеждой, предлагая более глубокое послание, чем выводы, представленные в заключительных титрах.

Титры добавляют завершающий штрих к короткометражному южноафриканскому фильму.Последний Рейнджер«, оставляя один вопрос: необходимо ли, чтобы члены жюри Академии четко обозначили тему каждого фильма жирным шрифтом? Стоит отметить, что эта хорошо поставленная Синди Ли драма имеет прямое послание и лишена сложности, о чем ясно свидетельствуют титры (среди прочего, они показывают, что фильм основан на реальной истории).

Расположенный на территории пышного и обширного заповедника дикой природы, демонстрируемый посредством многочисленных снимков с воздуха, сделанных с помощью дронов, фильм под названием «Последний Рейнджер«Сюжет фильма вращается вокруг Литы, молодого мальчика, который невольно оказывается втянутым в конфликт между преданной своему делу женщиной-рейнджером парка, которая стремится защитить находящихся под угрозой исчезновения носорогов, и безжалостной бандой браконьеров, намеревающихся украсть их драгоценные рога. Хотя создание фильма не является исключительно новаторским, временами оно вызывает ощущение напряженности, свойственной насыщенной действием рекламе Всемирного фонда дикой природы. Тем не менее, эта короткая 28-минутная короткометражка поражает некоторыми тревожными сценами, например, той, где браконьер неожиданно достает бензопилу и совершает поступок, который трудно описать.

В этой коллекции юмористический или мрачно-комический взгляд представлен в высокотехнологичном фильме голландского режиссера Виктории Вармердам «Я не робот». История разворачивается в офисе недалекого будущего, вызывая сходство с фильмом Спайка Джонза «Она». Однако вместо того, чтобы «она» была женщиной, влюбленной в операционную систему, как показано в «Она», эта «она» — музыкальный продюсер, работающая на собственном лейбле звукозаписи, которая сталкивается с препятствием на своем ноутбуке — CAPTCHA, требующей от нее доказать, что она не машина.

Удивительным аспектом является то, что она неоднократно проваливает тест, и то, что поначалу кажется незначительной дилеммой, с которой мы часто сталкиваемся, пользуясь интернетом, превращается в глубокую борьбу за подтверждение своей человечности. Этот фильм, хотя и хорошо сделанный, может быть немного длинным — более 20 минут, но ему удается удерживать свои позиции с помощью одной повторяющейся темы (или, возможно, целеустремленного робота). Искусная кинематография и дизайн декораций вносят значительный вклад в тревожное чувство будущего, с которым мы можем столкнуться.

Среди всех выбранных короткометражек, как ни странно, самая короткая — самая сильная. Прошлогодний обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля «Человек, который не мог оставаться молчаливым» режиссера Небойши Слиепчевича из Хорватии за 13 минут умудряется передать то, чего многие фильмы с трудом достигают за два часа. Он эффективно передает подлинное чувство саспенса и моральной сложности через историю, которая полностью разворачивается в поезде, остановленном вооруженными боевиками в сельской местности.

Когда солдаты заходят в автобус и требуют у всех удостоверения личности, они силой высаживают тех, у кого нет удостоверения личности, в припаркованную машину, оставляя зрителей размышлять об их неопределенной судьбе. Пассажир обнаруживает, что человек, сидящий напротив него, является нелегальным иммигрантом, что побуждает его задуматься, рискнет ли он столкнуться с вооруженными нападавшими, чтобы защитить незнакомца. Слиецевич шокирует нас своей концовкой, подчеркивая, как иногда можно найти обычных героев на периферии драматических событий.

Снятый мастерски, этот фильм тонко напоминает о жестокой этнической борьбе, охватившей Балканы в 90-х годах, когда некогда мирные соседи оказались в ссоре из-за национализма и религиозного фанатизма. Несмотря на исторически точный сюжет, который отличает его от других короткометражных фильмов, номинированных на премию «Оскар» в этом году, фильму удается передать мощную универсальность с большой чувствительностью.

Смотрите также

2025-02-14 01:26