Создание сцены: как Дени Вильнев придумал жестокий, сексуальный, черно-белый мир Дома Харконнен для «Дюны: Часть вторая»

Как киноэнтузиаст с острым взглядом на кинематографию, я совершенно очарован сложными и инновационными методами освещения, использованными в фильме Дени Вильнева «Дюна: Часть вторая». Особого внимания заслуживает сцена медитативной прогулки Фейд-Рауты по большому залу.

Использование ламп Creamsource Vortex, запрограммированных на найденные кадры дуговой сварки людей, для создания эффекта антифейерверка — просто гениально. Это свидетельство творчества и смелого духа, которыми пронизаны работы Вильнева. Эта сцена является прекрасным примером того, как освещение можно использовать не только для освещения, но и для того, чтобы вызывать эмоции и усиливать повествование.

Должен признаться, мне стало интересно, каково было бы быть оператором диммера или диммером, которому поручено создать эту уникальную последовательность освещения. Именно такие моменты заставляют меня ценить жизненный опыт тех, кто стоит за камерой. Они отправляют нас в путешествие по своим мыслям, и мы можем стать свидетелями того, как плоды их творчества раскрываются на большом экране.

Наконец, я не мог не рассмеяться при мысли о мастере, взволнованно говорящем: «Я понял! Мы будем использовать найденные кадры сварки людей для наших антифейерверков!» Это доказывает, что иногда самые необычные идеи рождаются в обычных обстоятельствах.

К концу мая 2021 года Дени Вильнев и его основная команда уже переезжали на звуковые сцены в Будапеште, Венгрия, когда режиссер сообщил, что съемки фильма Дюна: Часть вторая начнутся с одного из самых смелых творческих решений. на протяжении всего проекта.

Как опытный оператор, удостоенный нескольких наград, в том числе «Оскара» за работу над «Дюной: Часть первая», я понял, что творчество часто проявляется в самые неожиданные моменты. В данном конкретном случае Денис, коллега-художник и режиссер фильма, по утрам был погружен в творческий процесс, в то время как остальные были заняты подготовкой к дневным съемкам.

Однажды, выходя из офиса, чтобы быстро выпить кофе, он случайно упомянул мне, что у него есть идея для сцены на Гиеди Прайм — ее следует снять в черно-белом цвете. Я был ошеломлен великолепием этой концепции и сразу почувствовал вдохновение. Я сразу понял, что это не только улучшит визуальный язык нашего фильма, но и окажет мощное эмоциональное воздействие на зрителей.

Я поделился своим энтузиазмом с Денисом, и мы начали вместе проводить мозговой штурм, опираясь на идеи друг друга и создавая что-то действительно уникальное и запоминающееся. Подобный опыт напоминает мне, почему я выбрал этот творческий путь – сотрудничество, открытие новых перспектив и преобразование этих идей в потрясающие визуальные истории, которые очаровывают аудиторию по всему миру.

Фрейзер продолжил: «Я не просто хотел рассказать ему об этом; вместо этого я предложил: «Дайте мне день, и я вам это продемонстрирую».

Создавая экранизацию культового научно-фантастического романа Фрэнка Герберта 1965 года «Дюна», режиссер Дени Вильнев и его команда столкнулись со значительным визуальным препятствием: созданием внешнего вида антагонистов истории, Дома Харконненов. Первая часть фильма предлагает заглянуть в мир, которым правит макиавеллистский барон Владимир Харконнен, которого Стеллан Скарсгард с пугающей интенсивностью и развязностью изобразил. Однако вторая часть обещает продолжительный эпизод на родной планете Харконненов Гиеди Прайм, где жестокий племянник барона Фейд-Раута, которого играет Остин Батлер в почти неузнаваемой трансформации, утверждает себя как грозный лидер в захватывающей боевой сцене на арене. Эта встреча показывает, что Фейд-Раута является главным противником персонажа Тимоти Шаламе, Пола Атрейдиса, и устраивает их долгожданную конфронтацию в финале фильма.

В книге Харконнены представляют культуру, которая вселяет ужас своими элементами фашизма, жестокости и подозрительности, но подробностей о том, как на самом деле выглядит этот мир, не так много, кроме знания того, что он высокоиндустриален. С другой стороны, объясняет Вильнев, ярко изображена пустынная планета Арракис и ее коренные жители Свободные.

Как давний читатель научной фантастики, я должен сказать, что одна вещь, которая постоянно привлекает меня в истории, — это то, когда автор мастерски переплетает концепцию персонажей, формирующих окружающую среду и экосистему. В «Дюне» Фрэнка Герберта эта идея блестяще продемонстрирована через людей Свободных, которые тесно связаны со своим засушливым домом в пустыне.

Понимая их культуру, религию, технологии, поэзию и поведение, можно многому научиться, просто наблюдая и изучая саму пустыню. Свободные приспособились к выживанию в этой суровой среде, и их стойкость и мудрость отражаются в окружающем их ландшафте. Именно этот захватывающий подход к построению мира выделяет «Дюну» как исключительное произведение научной фантастики, и я считаю, что она предлагает ценные уроки о взаимосвязи человечества и природы.

При разработке деталей Джьеди Прайма Вильнев решил следовать рассуждениям Герберта в обратном порядке. Вместо того, чтобы начать с планеты и прокладывать свой путь к извращенной, властолюбивой психологии Харконненов, он начал с психологических особенностей Харконненов и представил себе инопланетный ландшафт, который мог бы способствовать такому мышлению на протяжении веков эволюции.

Вильнев вспоминает, что подумал, что было бы интересно исследовать свою внутреннюю сущность с помощью света. Он задумался, а что, если их солнце не показывает цвета, а стирает их? Это будет солнце, которое расскажет нам об их мировоззрении в резкой, бинарной форме. Таким образом, он разработал концепцию дневного света, имитирующего черно-белое.

Создавая фильм Дюна: Часть первая, Вильнев и Фрейзер разработали уникальный кинематографический стиль, сочетающий в себе аспекты современной цифровой кинематографии с традиционной кинопленкой, в результате чего визуальные эффекты казались одновременно поразительно футуристическими и вневременной классикой. Используя широкоформатную цифровую камеру ARRI Alexa LF, Фрейзер снял фильм, а затем перенес отснятый материал на 35-миллиметровую пленку для обработки. Впоследствии этот фильм был отсканирован обратно в цифровой формат.

Как человек, который провел бесчисленные часы, изучая новейшие технические гаджеты и инновации, я могу засвидетельствовать, что найти идеальный баланс между привычностью и новизной — настоящая задача. Одно устройство, с которым я недавно столкнулся, попало в эту неуловимую золотую середину — оно отдаленно напоминало футуристические конструкции, которые мы видели в научно-фантастических фильмах, но заметно отличалось от всего, что я когда-либо видел раньше. Его края не были слишком острыми и отполированными до зеркального блеска, а, скорее, сохранили органический, почти деревенский вид, намекающий на его уникальное происхождение.

Разумеется, это устройство не было аналоговым — оно было для этого слишком продвинутым. Вместо этого он балансировал на грани между цифровым и осязаемым, предлагая опыт, который казался одновременно передовым и основанным на реальности. За годы работы с технологиями я осознал ценность этого хрупкого равновесия: достаточно знакомства, чтобы сделать устройство доступным, и в то же время достаточно новизны, чтобы вызвать у меня благоговение и желание исследовать дальше. Этот загадочный гаджет определенно соответствует этому идеальному сценарию, и я с нетерпением жду его выпуска.

Использование черно-белого изображения для съемок «Харконненов» стало бы такой же фундаментальной проблемой для Вильнева и его оператора. Потенциальным недостатком было то, что черно-белое изображение могло показаться слегка устаревшим или ностальгическим, напоминая Метрополис и Гиеди Прайм. Какой может быть компромисс?

Как режиссер, проведший бесчисленные часы в сфере научной фантастики, я всегда был очарован очарованием внеземных миров и их загадочным светом. Стремясь воплотить эти фантастические видения в жизнь на экране, я стремлюсь к аутентичности; создать свет, который не только освещает наших персонажей, но и переносит нас в далекие миры, далеко за пределы нашего собственного. Вот почему, создавая визуальный язык для моего последнего проекта, я с нетерпением искал инопланетный свет — что-то такое, что могло бы показаться, будто оно исходит с другой планеты. Поскольку я вырос, очарованный космосом и его тайнами, это желание передать ощущение потустороннего мира глубоко укоренилось во мне и питает мой творческий процесс, поскольку я продолжаю расширять границы кинематографического повествования.

То, что для этой задачи был выбран Фрейзер, вполне уместно, поскольку он показал себя исключительным оператором для такой работы. Во время работы над триллером Кэтрин Бигелоу, получившим премию Оскар, Ноль темных тридцати (2012), он использовал инфракрасную кинематографию для освещения сцен, в которых американский спецназ совершает набег на территорию Усамы бен Ладена с помощью очков ночного видения. Инфракрасный свет, часть электромагнитного спектра, выходящая за пределы того, что люди могут видеть естественным образом, дает цифровым камерам уникальные, неземные изображения при съемке.

Как геймер, я был глубоко очарован этим виртуальным миром, но в своих прошлых проектах я не обнаружил инфракрасного приложения, которое выполняло бы убедительную повествовательную роль. Когда Денис поделился своим видением, во мне зажглась искра волнения.

Профессиональные цифровые камеры созданы для обнаружения не только видимого света (разделенного на синий, зеленый и красный), но и инфракрасного света. Однако инфракрасный свет может слегка изменить внешний вид изображения, придав ему красноватый оттенок, как описал Фрейзер. Чтобы предотвратить это нежелательное искажение, производители обычно включают фильтр, блокирующий инфракрасное излучение, поверх датчика камеры, чтобы инфракрасный свет не влиял на захваченное изображение.

Во время эксперимента в Будапеште Фрейзер настроил одну из камер своей команды. Он вынул фильтр, отсекающий инфракрасное излучение, из сенсора камеры и вместо этого установил на объектив фильтр, блокирующий видимый свет.

Он говорит, что когда через него пытались заглянуть, ничего не было видно — оно было темнее стекла сварщика. Это связано с его уникальным свойством полностью блокировать весь видимый свет. В результате камера могла обнаружить только инфракрасное излучение.

В такой договоренности Фрейзер провел целый день, готовя демонстрацию для Вильнева. Они сняли сцены суда с участием Роджера Юаня, выбранного актера и организатора трюков, изображающего грозного солдата Атрейдеса, который сражается на мечах с Фейд-Раутой Батлера на арене.

«Когда я показал это Денису, он просто перевернулся», — вспоминает Фрейзер.  

Вильнёв описывает, как трансформация кожи персонажей сделала их устрашающе похожими на вампиров, с бледной, нежной окраской, обнажающей их вены под ней. Кроме того, их глаза приобрели пронзительный, темный и несколько инсектоидный оттенок.

Он добавляет: «Все это казалось более Харконненским, чем когда-либо».

Однако уникальная конструкция экспериментальной установки камеры подразумевала значительный риск, поскольку производство «Дюны: Часть вторая» начиналось с особенно рискованного предприятия в сфере дорогостоящего кинопроизводства.

По словам Вильнева, если использовать именно эту систему, восстановить цвет невозможно даже во время постобработки. Поэтому он счел необходимым сообщить Legendary Pictures, что наши действия приведут к результату, который невозможно будет повернуть вспять.

Я полностью согласен с этим мнением. Как человек, который много раз был перед камерой, я могу засвидетельствовать острые ощущения и волнение, которые возникают от участия в роли или проекте. Речь идет не только о выступлении, но и о том, чтобы охватить персонажа и воплотить его в жизнь для аудитории. Вот почему я всегда наслаждаюсь возможностью сниматься на камеру — это свидетельство моей преданности и страсти к тому, что я делаю.

Говоря о «Дюне: Часть вторая», редактор, удостоенный премии «Оскар», Джо Уокер отмечает: «Первоначальные основные съемки были довольно смелыми. Я снимал инфракрасные кадры, на которых почти неопознаваемый Остин Батлер участвует в ожесточенной битве.

Как фанат, я был ошеломлен, когда мой выбор камеры оставил другие команды озадаченными и на мгновение забеспокоенными, поскольку они изо всех сил пытались понять причину этого.

«Самой большой проблемой, помимо всего прочего, были костюмы», — говорит Фрейзер. 

Иногда предметы, которые во время съемок «Дюны» казались человеческому глазу черными, загадочным образом оказывались совершенно белыми на инфракрасных снимках. Это озадачило производственную команду. Художнику по костюмам Жаклин Уэст приходилось часто менять материалы в боевом костюме Тимоти Шаламе из-за того, что первоначально он выглядел как сбивающая с толку смесь белого и черного, если смотреть через инфракрасную камеру, и режиссер образа Дени Вильнев считал его скорее комичным, чем угрожающим. Точно так же различные элементы костюмов и декораций сцены приходилось корректировать несколько раз, чтобы добиться желаемого эффекта.

«Вам нужно просто тестировать, тестировать и тестировать», — говорит Фрейзер о последовавшем процессе. 

Первоначально художник-постановщик Патрис Верметт набросал идеи мира Харконненов, показанных в первом фильме «Дюна: Часть первая», в котором Гейди Прайм была показана через некоторые внутренние декорации и ночные сцены. Однако для сиквела ему нужно будет расширить и усилить эту эстетику на обширных ландшафтах.

В начале этапа проектирования Вильнев ясно дал понять Верметту, что он представляет себе мир Харконненов «насекомоподобным» — «с сильной связью с царством насекомых: изысканно красивым, демонстрирующим естественные, плавные контуры и исключительно глянцевый черный цвет». послевкусие кажется маслянистым.

На ранней стадии подготовки к фильму «Дюна: Часть первая» Верметт упоминает, что путешествовал по окрестностям Монреаля, города, где он проживает со своей семьей и находится недалеко от резиденции Вильнёва. Именно во время этой поездки он встретил поставщика септиков, чьи контейнеры для промышленных отходов, напоминающие большие округлые пластиковые конструкции, были разбросаны по ландшафту.

Верметт вспоминает: «Они были совсем немного старыми, и их было полно на поле – и это внезапно поразило меня. Я подумал: «Это Гетти Прайм!»

Он объясняет, что с этого момента он начал углубляться в изучение и исследование различных форм. Он представлял себе эти сооружения колоссальными по размеру. Задача выразить эти объемы с помощью округлых контуров положила начало его уникальному словарному запасу.

Наконец-то меня это зацепило, — говорю я, — поскольку содержимое септика отражает нечто очень похожее на Харконненов.

Верметт упоминает, что Вильнев и Фрейзер игриво подкололи его, когда он показал наброски идей своей уникальной, пластичной интерпретации брутализма в декорациях Харконнена, некоторые из которых сильно напоминают визуальные темы S&M.

Многие на съемочной площадке прокомментировали: «Патрис, твои мысли весьма многообещающие!», — признается он со смехом. Поразмыслив, кажется, что они были правы; некоторые из дизайнов имели более явный смысл.

По мнению Вильнева, этот трансгрессивный аспект идеально соответствует его замыслу.

Он описывает свое намерение придать чувственное очарование вселенной «Дюны», создавая впечатление, будто самые захватывающие события происходят на Гейти Прайм. Далее он говорит, что обитатели этого мира очень умны и утончены, а их общество характеризуется уникальной, изощренной формой эротики, где удовольствие воспринимается по-другому.

Вместо описания книги Герберта как утверждения о том, что боевая арена Харконненов имеет треугольную форму, а не эллиптический римский Колизей, ее можно было бы перефразировать так:

В книге Герберта боевая арена Харконненов изображается имеющей треугольную форму вместо эллиптической формы, характерной для римского Колизея. Однако большинство визуальных аспектов сцены битвы Фейд-Рауты на Гиеди Прайм требовали изобретательного воображения, чтобы создать их из ничего.

По словам Вильнева, основное внимание в сцене уделяется тому, как общественное мнение о Фейде-Рауте будет трансформироваться и взрослеть на протяжении всего боя, превращая его из устрашающего плейбоя в уважаемого лидера.

Показ толп Харконненов, занимающих места на большом стадионе, дал еще один шанс привить леденящий кровь чуждый страх в их культуру.

Режиссер пояснил, что он стремился добиться иной реакции аудитории, в отличие от той, которую обычно можно увидеть на современном американском футболе. В частности, он не жаждал аплодисментов, не ожидал свиста или улюлюканья.

На протяжении всего этапа производства команды по визуальным эффектам и звуку, работавшие над «Dune: Part Two», использовали записи концертов дэт-метала. Они творчески превратили глубокое рычание и агрессивные шаги фанатов металла в настоящий военный танец харкокен, напоминающий традиционный танец маори хака.

Вильнев объясняет, что они стремились создать необычную реакцию толпы, такую, которая бы взаимодействовала с персонажем Фейд-Раута», или просто: «Вильнев рассказывает, что их целью было разработать уникальное поведение толпы, связанное с Фейд-Раутой.

Несмотря на свою резкость и насилие, сцена боя на арене — это еще и праздник, отмечает он. «Сегодня день рождения Фейд-Рауты, и это кровопролитие происходит во имя его имени. Это праздник в память о том, что он наконец достиг совершеннолетия.

Чтобы подчеркнуть эту идею, Вильнев придумал уникальную инопланетную версию фейерверка, взрывающегося над ареной, когда герой Харконненов вступал в боевой треугольник. Поскольку у Гиеди Прайма есть солнце, которое стирает цвета, он попросил свою команду по визуальным эффектам создать то, что он назвал «перевернутым фейерверком», чтобы оно соответствовало этой атмосфере.

Вместо взрыва ярких оттенков режиссер называет вспышку тьмы уникальным эффектом чернильных пятен своей команды», — говорит он. «Нам это кажется кошмаром, но для них это поразительно красиво. Я нахожу это сопоставление увлекательным — оно еще раз дает возможность заглянуть в их восприятие реальности.

После триумфальной битвы Фейд-Рауты камера запечатлела его в тихом созерцании, прогуливающегося в одиночестве по богато украшенному коридору, в то время как толпа Харконненов радуется его победе снаружи, освещенная вспышками темной пиротехники. Продолжая свой путь, молодой правитель узнает, что за ним следует жрица Бене Джессерит, леди Марго Фенринг (изображаемая Леа Сейду). Именно она впоследствии попытается его расположить к себе.

Дени Вильнёв рассказывает, что целью было создать ощущение напряжения, вызванное празднествами снаружи и внутренними размышлениями Фейд-Рауты о потенциале императора, на что намекнул его дядя, барон. Чтобы добиться этого контраста, он планирует использовать мерцающий кошмарный свет фейерверков, которым затем будет управлять сила леди Марго Фенринг, в результате чего у зрителей возникнет захватывающая, гипнотическая сцена, когда они будут поглощены гипнозом Фейд-Рауты.

Фрейзеру было поручено найти уникальный способ осветить сцену, сосредоточив внимание на внутренних мыслях персонажа, используя «антифейерверк» в качестве визуальной метафоры. После долгих обсуждений со своим мастером и оператором диммера оператор-постановщик (DP) придумал инновационное решение: выровнять стены большого зала, по которому ходит Фейд-Раута, рядами светильников Creamsource Vortex, обычно известных своим ярким, ярким светом. интенсивный свет. Вместо того, чтобы устанавливать световые сигналы на панели затемнения, Фрейзер и его команда выбрали серию видеороликов, показывающих, как люди сваривают, запечатлевая резкий, маниакальный свет, создаваемый металлом, ударяющим о металл через электрические дуги. Эти клипсы затем были подключены к консоли освещения для создания желаемого эффекта.

Фрейзер объясняет, что сцена, которую вы наблюдаете при таком освещении, на самом деле представляет собой людей, выполняющих дуговую сварку. Однако это было не одно видео; вместо этого это было несколько файлов, отредактированных вместе. По мере перемещения персонажа по пространству изображение смещается и мерцает в различных областях.

Он упоминает: «Денис проинструктировал меня о освещении этой конкретной сцены следующим образом: «Визуализируйте ее так, как будто его освещает темный фейерверк — вместо того, чтобы излучать свет, они его поглощают». Чтобы воплотить эту концепцию в жизнь, потребовалось немало проб и ошибок, но моей первой мыслью было: «Какая невероятно поэтичная директива — предоставить кинематографиста в качестве отправной точки».

Далее он говорит: «Работать с Денисом для меня замечательно, потому что, когда он представляет идею, которая вызывает у него энтузиазм, это неизменно необычно и увлекательно – выходит далеко за рамки рутины.

Смотрите также

2025-01-02 22:56