Вы не поверите, как Берлин сформировал легенду фестиваля Тома Тыквера

Так же, как Мартин Скорсезе ассоциируется с Нью-Йорком, Пол Томас Андерсон — с Лос-Анджелесом, Ясудзиро Одзу — с Токио, а Федерико Феллини — с Римом, Том Тыквер тесно связан с Берлином.

Тыквер снял всего три фильма, посвященных Берлину — его прорывной фильм «Беги, Лола, беги» 1998 года, жемчужина середины карьеры «3» 2010 года и теперь «Свет», который открыл 75-й Берлинский международный кинофестиваль. Среди всех режиссеров никто не передает суть этого города с его сложной красотой и противоречиями так, как это делает Тыквер.

Тыквер, проживающий в Пренцлауэр-Берге после почти 40 лет в Берлине, говорит, что все, что ему нужно, здесь легко доступно. Он дорожит обществом близких, кинотеатрами, которые он часто посещает, и уникальным сочетанием ошеломляющей и ужасающей архитектуры города — сочетанием, которое одновременно очаровывает и расстраивает его, служа постоянным источником вдохновения.

Свет это не только третий фильм Тыквера, открывающий Берлинале, после его фильмов Небеса (2002) и Международный (2009), но он был частым гостем фестиваля с 1992 года. Это был год, когда его короткометражный фильм Эпилог был показан в Panorama. Кроме того, он сотрудничал с Вольфгангом Беккером в написании сценария для фильма, действие которого происходит в Берлине Жизнь — это все, что у тебя есть, который участвовал в Берлинском кинофестивале в 1996 году. Он также представил такие фильмы-антологии, как Германия 09: 13 короткометражных фильмов о положении дел в стране (2009) и Розакиндер (2013) на Берлинском кинофестивале и был председателем жюри в 2018 году.

Тыквер заявляет: «В третий раз я открываю кинофестиваль, и я не могу быть более гордым, что делаю это с фильмом, который действительно воплощает дух Берлина. Со времен «Беги, Лола, беги» я не создавал фильм, столь глубоко связанный с этим городом, как этот. Он изображает Берлин во всей его полноте — захватывая людей, которые называют этот город своим домом, тех, кто всегда в движении, ездит на работу на метро, ​​велосипедах, такси и участвует в оживленных дебатах на улицах. Это мой город, здесь я принадлежу. «Свет» воплощает то, как ощущается мой Берлин.

Местные жители часто называют Тыквера «избранным берлинцем», имея в виду, что он переехал туда намеренно. Как и многие жители Берлина, Тыквер — иммигрант, родившийся в Западной Германии, а именно в Вуппертале — месте действия его триллера 2000 года «Принцесса и воин». В детстве он часто сопровождал своего отца, торговца одеждой, в командировках в мегаполис.

Тыквер вспоминает время, когда Западный Берлин все еще был изолирован в коммунистической Восточной Германии. Его отец занимался продажей одежды для пожилых женщин в общине. Он возил свои товары в универмаги, а коллекцию одежды хранил в задней части. Я сидел среди этих недавно упакованных вещей, часто воняющих химикатами, пока мой отец ехал впереди, непрерывно попыхивая сигаретами Camel без фильтра. От этого мне часто становилось плохо, и меня рвало.

Однако путешествие по коридору Восточной Германии, обозначенному колючей проволокой и возвышающимися сторожевыми постами, скрытыми за железным занавесом, было более чем компенсировано, когда я наконец прибыл в Берлин.

Город был ошеломляющим, захватывающим, нервирующим и захватывающим зрелищем, которое я когда-либо себе представлял. А кинотеатры! Было ошеломляющее количество кинотеатров — 120, в которых каждую неделю показывали около 800 фильмов. Можно было найти все, что угодно. Люди ходили в кино уже в 4 утра, потому что в Берлине тогда ничего не открывалось до полудня.

Однажды, в 1978 году, когда ему было всего 13 лет, Тыквер тайком сбежал из гостиничного номера своего отца, чтобы посмотреть ночной показ знаменитого фильма Джона Карпентера «Хэллоуин».

Он с теплотой вспоминает свое восхищение фильмами Джона Карпентера, особенно «Темная звезда» и «Нападение на 13-й участок», но из-за их рейтинга R он был слишком мал, чтобы смотреть их в то время. Однако в Берлине, где возрастные ограничения были менее строгими, ему удалось улизнуть и попасть на ночной показ «Хэллоуина». Этот тайный просмотр усилил его любовь к фильму, так как он стал в два раза более захватывающим. Кинотеатр был заполнен 250 людьми, которые отважились на полночь во вторник, чтобы посмотреть фильм ужасов. Потрясенный этим общим опытом, он решил тогда и там, что Берлин — это то место, где он должен быть. Хотя он не помнит, чтобы говорил это, его отец утверждает, что на следующий день он заявил: «Вот где я хочу быть похороненным».

В 80-е годы, даже будучи подростком, Тыквер часто приезжал в город на Берлинале — интенсивную двухнедельную программу, ежегодно демонстрирующую международные фильмы.

Вместо того, чтобы сказать родителям, что я остановился у тети, я на самом деле провел целый день за просмотром фильмов. В то время был пропуск на все фильмы, который позволял смотреть все фильмы в категории «Конкурс», «Форум» или в любой другой категории. Показы длились с 3 до 8 утра, а затем начинались снова. Я ходил в кафе Schwarzes на Кантштрассе, которое работает и по сей день, и оставался там четыре часа, попивая какао, пока спал в углу. Проснувшись, я смотрел еще больше фильмов — фильмы таких режиссеров, как Андрей Тарковский и Питер Гринуэй. Моим личным рекордом был просмотр 11 фильмов за один день.

Тыквер принадлежал к новой волне страстных синефилов, самоучек, которые предавались ночным просмотрам фильмов, VHS-кассетам и артхаусным кинотеатрам. Их фильмы смешивали классические кинематографические мотивы и заботы с современными визуальными эффектами видеоигр и стилями музыкальных клипов. Тем временем на другой стороне земного шара в Чикаго Лана Вачовски и ее сестра Лилли следовали по схожему пути, в конечном итоге пересекшись с Тыквером в Берлине.

Однако мы говорим о конце 80-х. Именно тогда Тыквер, несмотря на то, что его отвергли все престижные киношколы Европы, нашел свою опору в Западном Берлине. Он начинал как киномеханик, а затем перешел в программирование в культовом театре Moviemento, основанном в 1907 году, который был популярным центром берлинского сообщества синефилов. Вместе с тремя другими людьми — продюсером Стефаном Арндтом, режиссерами Дани Леви и Беккером — Тыквер основал собственную продюсерскую компанию X-Filme Creative Pool в 1994 году. Годом ранее он дебютировал с фильмом «Смертельная Мария«, хичкоковская психодрама о подавленной домохозяйке, которая убивает своего мужа и отца. Однако именно на X-Filme Тыквер по-настоящему обрел свой путь. Его наводящий на размышления альпийский триллер «Зимние спящие«(1997) привлек внимание на международных кинофестивалях, а его последующая работа — малобюджетная криминальная драма о девушке, пистолете, продолжительностью 20 минут и кассовым сбором 100 000 немецких марок — покорила зрителей по всему миру.

В фильме «Беги, Лола, беги» мы отправляемся в волнующее 80-минутное путешествие, движимое обширным пониманием кино режиссера Тома Тыквера, накопленным за бесчисленные часы в задымленных кинотеатрах Берлина. История вращается вокруг Лолы, которой нужно найти 100 000 немецких марок в течение 20 минут, чтобы спасти жизнь своего парня, классический жанровый сюжет. Основное послание фильма о том, что на нашу судьбу влияют случайные события, и все могло пойти по-другому, было заимствовано из фильма Кшиштофа Кесьлевского «Слепой случай» (1987). Тыквер черпал вдохновение для непрерывно бегущей фигуры из докинематографических исследований движения Эдварда Мейбриджа, где действие анализировалось с помощью серии неподвижных изображений. Однако уникальное сочетание музыкального видеоклипа, анимации и эстетики видеоигр с классическими кинематографическими приемами в фильме «Беги, Лола, беги», включая старую шутку из немого кино, где люди несут через улицу лист стекла, — это чисто стиль Тыквера.

Фильм дебютировал в Венеции Беги, Лола, беги мощно резонировал с суровой атмосферой Берлина. Каждый кадр и каждый бит его пульсирующего техно-саундтрека (совместно созданного Тыквером, Климеком и Хайлем) отражали дух города. Огненноволосая главная героиня Лола, которую сыграла Франка Потенте, быстро стала культовой фигурой, когда она мчалась по городу в своих поношенных Doc Martens. Хотя имя Лолы было заимствовано из истории немецкого кино — это было прозвище персонажа Марлен Дитрих в Голубой ангел (1930) и псевдоним Барбары Зуковой в классическом фильме Райнера Вернера Фассбиндера 1981 года — эта Лола действительно родилась на улицах воссоединенного города.

В «Беги, Лола, беги» Тыквер мастерски изобразил суть Берлина 90-х. Это смесь технооптимизма, воплощенная в сверкающей, футуристической архитектуре из стекла и стали Потсдамской площади, которая возвышалась на бывшей нейтральной полосе Берлинской стены, резко контрастируя с суровостью и грязностью города, переживающего финансовые трудности (тогда лозунг был: «Берлин: бедный, но сексуальный»). Несмотря на попытки двигаться вперед, город все еще был обременен тенями тяжелого и неотвратимого прошлого.

Фильм имел успех, заработав 7,6 млн долларов для Sony Pictures Classics в США и привлек внимание к Тыкверу в Голливуде. Последующие постановки с большими бюджетами, более известными актерами и английскими диалогами последовали. Среди них были «Рай» (2002) с Кейт Бланшетт и Джованни Рибизи, «Парфюм: История одного убийцы» (2006) с Дастином Хоффманом, Аланом Рикманом и Беном Уишоу, тогда еще неизвестный, «Интернэшнл» (2009) с Клайвом Оуэном и Наоми Уоттс в главных ролях. Том Хэнкс снялся в «Голограмме для короля» (2016). Супруги Вачовски связались, что ознаменовало начало дружбы и творческого партнерства на всю жизнь, которые привели к совместному режиссированию научно-фантастического фэнтезийного фильма «Облачный атлас» (2012), а Тыквер стал режиссером эпизодов сериала Вачовски для Netflix «Восьмое чувство», а также сочинил музыку (совместно с Климек) для фильма Лилли Вачовски «Матрица: Воскрешение» (2021).

Несмотря на обстоятельства, Тыквер решил остаться в Пренцлауэр-Берге и вместо этого привез к себе Голливуд. Футуристические пейзажи «Облачного атласа» были созданы в Studio Babelsberg, как и полномасштабная копия нью-йоркского музея Гуггенхайма, где снималась кульминационная сцена перестрелки в «Интернэшнл».

В своей трилогии фильмов 2010 года под названием «3» он глубоко погрузился в сердце Берлина, противопоставив его мятежному духу «Беги, Лола, беги». Вместо 20-летних панковских персонажей из последнего фильма у нас есть Ханна (Софи Ройс) и Саймон (Себастьян Шиппер), оба 40-летние в длительных отношениях — она — журналистка по искусству, а он — инженер по масштабным инсталляциям. Эти двое вступают в отдельные интрижки с одним и тем же мужчиной, чего не было в «Беги, Лола, беги». Берлин в этом фильме претерпел трансформацию от своего сурового прошлого к более отточенной и клинической внешности. Разговоры о любви и судьбе были заменены обсуждениями сексуальной идентичности и генетического детерминизма. Со временем Берлин превратился из символа крутизны в культурный центр, часть истеблишмента.

Между цифрой 3 и The Light Тыквер остался глубоко очарован своим выбранным городом. Он скрупулезно воссоздал Берлин эпохи Веймара, со всем его величием и позором, для Babylon Berlin — телесериала, который он написал в соавторстве и был сорежиссером вместе с Хенком Хандлогтеном и Ахимом фон Боррисом. Шоу Babylon Berlin впервые вышло в 2017 году, и в настоящее время снимают его пятый и последний сезон.

По словам Тыквера, последний сезон сосредоточен вокруг распада Веймарской республики. Он охватывает ключевые пять недель с момента, когда Гитлер стал канцлером в январе 1933 года, до мартовских выборов, на которых нацисты получили абсолютную власть. В этот период штурмовики трансформировались в полицию, и были созданы концентрационные лагеря. Тыквер бросает вызов распространенному мнению о том, что немцы охотно приняли нацизм. Вместо этого он изображает общество в смятении, в котором сотни тысяч людей ежедневно протестовали перед избранием Гитлера.

Погрузившись в бурные времена эпохи моих бабушек и дедушек через призму «Вавилона», Тыквер выразил желание вновь посетить современный Берлин и создать историю, которая будет более близка мне, геймеру.

Фильм под названием «Свет» сосредоточен вокруг обычной берлинской семьи Энгельс — родители Милена и Тим (которых играют Николетт Кребиц и Ларс Айдингер), 17-летние близнецы Фрида и Йон (Эльке Бизендорфер и Юлиус Гаузе) и их 8-летний брат Дио (Элиас Элдридж) — которые все борются с индивидуальными проблемами. Жизнь семьи принимает неожиданный поворот, когда к ним присоединяется новая домработница Фарра, сирийская иммигрантка, которую играет Тала Аль-Дин, что приносит перемены и дает их существованию новый смысл.

Тыквер объясняет, что конструкция довольно проста и напоминает такие фильмы, как «Теорема» Пазолини или «Миссис Даутфайр», с элементами абсурда и юмора. Однако фильм углубляется в вопросы, которые, по его мнению, имеют решающее значение для его поколения и тех, кто следует за ним. Молодые люди часто спрашивают его: «Чем вы занимались последние 20 лет?» Его честный ответ заключается в том, что они, как и его поколение, стали самодовольными после создания либерального, открытого, демократического общества. Они считали, что достигли своей цели и могут расслабиться. К сожалению, они не заметили, что, выпустив цифровизацию на рубеже тысячелетий, они разрушили экономическую систему и общество, связанное с ней. По сути, они не были бдительны. Вместо того чтобы передать сокровищницу инструментов следующему поколению, они оставили после себя груду мусора.

Уроженец Берлина Том Тыквер не ожидает какой-либо предвзятости со стороны родного города на мировой премьере «Света». Он считает, что самопровозглашенные кинокритики города будут готовы и готовы к критике, если его изображение Берлина не будет соответствовать их стандартам.

Как геймер, я бы сказал так: «Я бы поспешил указать, что Берлин, изображенный в этом фильме, не соответствует моему опыту или эмоциям от города. Он далек от совершенства, как и сам Берлин. Этот город постоянно строится, постоянно развивается, никогда не бывает по-настоящему завершенным. Некоторые люди считают это тревожным, но я вижу в этом источник вдохновения. Это сочетание хаоса и красоты, эта напряженная энергия — это именно то, чего я жажду в своих игровых мирах: неожиданности, беспорядок и потрясающие визуальные эффекты».

Смотрите также

2025-02-13 08:58